«Забытое ремесло. Кружевница»: путешествие в прошлое

 

Рынок труда не стоит на месте. Одни профессии корректирует технический прогресс, другие уходят в небытие. Какие занятия были востребованы в прошлых столетиях?

Учащиеся 2 класса «ДШИ № 4 г. Владивостока» знакомились в библиотеке № 21 с забытыми профессиями на полотнах художников.

Профессия кружевниц, мастериц по плетению разно орнаментных изделий из ниток, берет свое начало в 15 веке. По легенде: жёны моряков из Северных стран так проводили свое время в ожидании мужей из морских странствий, походов.

Развитие промысла достигло пика в 16-17 вв. Плетение великолепных узоров из мельчайших нитей было слишком трудоёмким. Из-за дороговизны изделия их могли приобрести только очень обеспеченные люди, придворная знать. В высшем обществе даже возникали «кружевные войны».

С пяти лет девочек отдавали на обучение ремеслу. Рабочий день длился 10-11 часов. Уже с одиннадцати лет девочки выполняли работу взрослых мастеров, а к 30 – 40 годам теряли зрение и осанку. Очень подробно о профессии кружевниц рассказано в 13-минутном фильме «Кружевница. Забытое ремесло @Телеканал Культура».

Среди художников, отразивших труд мастериц – вязания кружев, следует назвать Василия Андреевича Тропинина (1776 – 1857 гг). Его портрет «Кружевница» явился пропуском в Академию Художеств в 1823 году, в год получения его вольной. Его молодая, улыбчивая девушка совсем не похожа на крепостную крестьянку, уставшую от однообразного труда. Наоборот, кружевница в его исполнении освещена ярким светом, в хорошем настроении приподняла головку и с интересом смотрит на зрителя. Работа ее радует – здесь воспета красота человеческого труда.

Тщательная детализация и прорисовка женского облика, сочные и яркие цветовые решения, игра палитры цветов, света и тени – и образ оживает.

Ян Вермеер, художник 17 века создал свою «Кружевницу» (1669-1670) – минимального размера полотно (24,5 х 21 см), на котором хорошо видны детали портрета – полотно и коклюшки. В абстрактной манере руки, кудри, а также глаза и нос, в манере нетипичной для живописи барокко. Размытый передний план создаёт глубину резкости. Портрет все же отличает от работы В.А. Тропинина.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять