Новая выставка под названием «Ярчайший символист «серебряного века»» заработала в библиотеке № 10. Посвящена она Андрею Белому – поэту, прозаику, философу, одной из культовых фигур Серебряного века, чьё 140-летие отмечается в октябре.
Фигура Андрея Белого неоднозначна, натура его очень сложна, его не с кем сопоставить, но и некому противопоставить, Белый – это «целая планета» со своим миром – духовным и нравственным, вращающаяся по своей собственной орбите.
То, что он писал, было понятно не всем, порой звучало причудливо и необычно, как его собственная жизнь. Его романы читались, в основном, интеллектуальной элитой. Это был «писатель для писателей», прежде всего мэтр, изобретатель, изобретением которого пользовались многие из русских романистов и молодых поколений. Ни одна из многочисленных антологий современной русской литературы, выходящих за последнее время на различных европейских языках, не обходится без ссылок на Андрея Белого.
Первая же книга стихов сблизила его не только с упомянутыми выше представителями интеллигенции, но и с А. Блоком, В. Ивановым и другими яркими представителями Серебряного века. Он написал два наиболее известных произведения: «Серебряный голубь» (1909) и «Петербург» (1911). Роман «Петербург» признан шедевром писателя. В разное время Андреем Белым были написаны его знаменитые произведения: «Начало века», «На рубеже двух столетий», «Между двух революций». Белый был глубоким лириком, о чем говорят сборники его стихов: «Золото в лазури», «Звезда», «Кубок метелей», «Пепел».
Андрей Белый – ведущий теоретик и практик символизма литературного движения, главной целью которого, было преобразование и духовное обновление мира и человека.
Не смейтесь над мертвым поэтом:
Снесите ему цветок.
На кресте и зимой и летом
Мой фарфоровый бьется венок. Пожалейте, придите;
Навстречу венком метнусь.
О, любите меня, полюбите –
Я, быть может, не умер, быть может проснусь –
Вернусь!