24 октября занятие с учащимися 6 «М» класса МБОУ «СОШ № 64» «По таёжному Приморью с И.У. Басаргиным и П.И. Костроминым» было посвящено 125-летию со дня рождения П.И. Костромина и 95-летию со дня рождения И.У. Басаргина. Мероприятие организовано в рамках проекта «Литературное наследие И.У. Басаргина».
Ребята не только узнали интересные факты о жизни и творчестве юбиляров, но и совершили вместе с ними виртуальное путешествие по относительно ненарушенным природным территориям Приморья.
Петр Иннокентьевич Костромин – основатель туризма в Приморье. С 1954 г. он организует и возглавляет многодневные походы школьников по самым диким местам Приморья: в таёжные массивы Сихотэ-Алиня от Великой Кемы до Бурлита (Пожарский район), от Имана (Дальнереченска) до Тернея, от Амгу до Бикина. Петром Иннокентьевичем было разработано 66 пеших, водных и велосипедных маршрутов по таёжным рекам и отрогам Сихотэ-Алиня. В 1958 году в Приморском книжном издательстве вышла книга Петра Костромина «По таёжному Приморью». В этой книжке он не перечисляет всех возможных таежных маршрутов, а описывает лишь отдельные их этапы. Шестиклассники ознакомились с картосхемами маршрутов по ряду территорий, рассмотрели иллюстрации к книге и зачитали отрывки с описаниями редких обитателей тайги, приведенных в книге, а также с описаниями природы, ещё не пострадавшей от вмешательства человека: «Вся горная страна Сихотэ-Алинь покрыта нетронутыми роскошными смешанными лесами. Можно идти целыми днями по нашей приморской тайге и голубое небо над головой увидеть только тогда, когда придётся переходить бурную горную речку…» «На речной пойме часто и ильм, и кедр, и густые, труднопроходимые заросли черёмушника опутаны крепкими, как проволочный трос, лианами винограда. Впрочем, виноградников много не только на речных поймах, кое-где они поднимаются до самых вершин горных перевалов…».
Далее обратились к творчеству И.У. Басаргина, познакомились с одним из ранних рассказов, в котором он описывает своё путешествие по заповедному уголку тайги в долине притока речки Фудзин (Павловки) в 1937 году и возвращение туда через двадцать лет. Прочитали отрывок из этого рассказа. Тайга для писателя живая, поэтому он часто использует метафоры, сравнения, олицетворения. Выделили их в данном отрывке текста и выписали в тетради. А затем прочитали заключительную часть рассказа. Автор побывал в этих же местах спустя двадцать лет, увидел и показал читателям картину полного разрушения. Ни зверей, ни старого зимовья, ни солонца, который местные крестьяне оставляли как заповедный, где юный герой рассказа увидел около сотни изюбров.
Завершилось занятие беседой о правилах поведения в природе, бережном отношении к ней.