Владивосток — город воинской славы. Виртуальная экскурсия по памятным местам Владивостока, связанным с его военной историей

Владивостокская централизованная библиотечная сеть с 2014 года реализует проект «Объяснения», в рамках которого проводятся лекции по истории города и края. Ведущий проекта историк Сергей Корнилов предлагает виртуальную экскурсию по памятным местам и памятникам Владивостока, связанным с событиями воинской истории города. 

1.Владивосток был основан, как военный пост, в 1860 г., в результате блестящей операции Императорского российского флота совместно с сухопутными войсками русской армии. В это время в Пекине шли переговоры о российско-китайском разграничении в Уссурийском крае, и генерал-губернатор Восточной Сибири граф Муравьев-Амурский отдал приказ военному губернатору Приморской области Петру Казакевичу занять гавани Южно-Уссурийского края, на которые также претендовали англичане и французы. Операция была секретная.

2 июля 1860 г. корабль Сибирской флотилии — транспорт «Маньчжур», под командованием капитана Алексея Карловича Шефнера,  доставил в бухту Золотой рог отряд основателей города.  На берег высадился отряд 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона под командованием прапорщика Николая Васильевича Комарова, который приступил к строительству поста. В ноябре 1860 г. был подписан Пекинский договор и к России отошел Уссурийский край. В 1861 г. в бухту Золотой рог прибыл британский корвет «Энкаунтер» с вице-адмиралом Хоупом на борту, который обнаружил русский пост. Англичане, занятые в это время войной с Китаем, просто опоздали. В память о высадке отряда прапорщика Комарова, на северном берегу бухты Золотой рог, в предполагаемом месте высадки, в 1985 г. установлен памятник в виде стелы и двух якорей. Стела выполнена в форме носа корабля, устремленного в небо.

2.Владивосток стал форпостом России на Тихом океане — военно-морской базой и одновременно крупнейшим русским торговым портом в этом регионе. Важнейший коммерческий и военный порт надо было защищать. В 1889 г. Владивосток был объявлен крепостью, и здесь началось возведение фортификационных сооружений. В 1895 г. эти работы были приостановлены, в связи с тем, что Россия приобрела Порт-Артур — незамерзающий порт, где планировалось построить самую южную российскую военно-морскую базу на Тихом океане.

После русско-японской войны 1904 — 1905 гг. и потери Порт-Артура работы по строительству Владивостокской крепости возобновились. В 1906 — 1916 гг., в результате грандиозного  строительства, здесь была возведена крупнейшая в мире военно-морская крепость 1-го ранга. В связи с тем, что после этого в мире крепости не строились, Владивостокская крепость стала не только самой  мощной, но и последней в истории человечества. Кроме того, единственной, дошедшей до наших дней почти в не изменённом виде.

В самом центре Владивостока, на берегу Спортивной гавани, в подземных казематах и на позициях бывшей Безымянной батареи открыт музей «Владивостокская крепость», который ежегодно посещают сотни тысяч туристов, как из России, так и из-за рубежа.

3.С историей Владивостока, как военно-морской базы России на Тихом океане, можно также познакомиться в музее ТОФ, который находится в бывшем офицерском флигеле Сибирской флотилии по ул. Светланской, 66. Рядом с музеем находится памятник русским воинам — героям русско-японской войны 1904 — 1905 гг.

Во время этой войны Владивосток стал одним из ключевых пунктов ведения боевых действий на море. Сюда пытались прорваться «Варяг» и «Кореец» из Чемульпо, сюда прорывалась эскадра из Порт-Артура, сюда после Цусимского сражения пришли остатки разгромленной 2-й Тихоокеанской эскадры. Здесь базировался Владивостокский отряд крейсеров, успешно действовавший на японских морских коммуникациях в 1904 — 1905 гг. и о котором Валентин Пикуль написал свой знаменитый роман «Крейсера». В 2015 г. спектакль по этому роману был поставлен в Приморском театре им. Горького и с успехом идет на его сцене.

В 2006 г. во Владивостоке был открыт памятник героям русско-японской войны. Главной композицией архитектурного ансамбля является статуя архангела Михаила со щитом и мечом — главы Небесного Воинства, почитаемого на Руси. На двух сторонах пьедестала — гранитные плиты с изображением событий русско-японской войны. На фронтальной плите надпись: «Героям русско-японской войны 1904 — 1905 гг. от благодарных потомков».

4.Во время русско-японской войны во Владивостоке было сформировано и действовало первое в российском флоте подразделение подводных лодок. В ноябре 1904 г. шесть подлодок были доставлены на железнодорожных платформах во Владивосток и 5 января 1905 г. из них был создан отдельный отряд миноносцев (так в то время называли подлодки), с базированием на полуострове Эгершельд. Наличие этого отряда стало одной из причин, которая помешала японцам осадить Владивосток.

Памятник пионерам подводного плаванья на Тихоокеанском флоте установлен на Корабельной набережной, недалеко от памятника основателям Владивостока. Он представляет собой пьедестал в виде пирамиды и стелы в виде арки, к которой подвешена действующая корабельная рында. На лицевой стороне пирамиды установлена табличка с перечнем всех первых подводных лодок 1904 — 1905 гг. и именами их командиров.

5.Там же, у Корабельной набережной пришвартован корабль-музей «Красный вымпел» – старейший корабль Тихоокеанского флота. Он был построен в Петербурге в 1910 г. по заказу губернатора Камчатской области и использовался, как посыльная и пассажирская яхта «Адмирал Завойко». В 1917 г. экипаж яхты одним из первых перешел на сторону советской власти, но в годы гражданской войны она несколько раз переходила в руки то белых, то красных. В 1923 г. на яхте был поднят флаг военно-морского флота СССР, судно было переименовано в «Красный вымпел» и переведено в класс сторожевых кораблей Морских сил Дальнего Востока. В 1932 г. «Красный вымпел» стал первым кораблем, зачисленным в состав созданного в то время Тихоокеанского флота.

«Красный вымпел» был выведен из состава ТОФ в 1958 г. и поставлен на вечную стоянку, как мемориальный корабль-музей на Корабельной набережной Владивостока.

6.Недалеко от «Красного вымпела», на берегу, установлен еще один корабль-музей — подводная лодка времен Второй мировой войны С-56. Субмарина была заложена в 1936 г. в Ленинграде, а затем секциями доставлена во Владивосток, где произведена ее окончательная сборка. Вступила в строй 20 октября 1941 г. во время Великой Отечественной войны. В 1942 — 1943 гг. совершила переход из Владивостока в Полярный, где в составе Северного флота вела боевые действия в Баренцевом и Норвежском морях. С-56 стала самой результативной советской подлодкой времен Второй мировой войны, достоверно потопившей четыре и повредившей один корабль противника. Кроме того, это единственная советская подлодка, которой удалось одним торпедным залпом поразить два немецких корабля. За боевые заслуги лодка С-56 награждена орденом Красного Знамени, получила звание гвардейской, а командир лодки Григорий Щедрин удостоен звания Герой Советского Союза.

В 1975 г. С-56 была установлена на берегу и 9 мая 1975 г. открыта, как корабль-музей Тихоокеанского флота. Ныне входит в состав мемориального комплекса «Боевая слава ТОФ», как центральная часть его композиции. В 1982 г. рядом с лодкой зажжён Вечный огонь.

7.В 2010 г. Владивостоку было присвоено почётное звание «Город воинской славы». В соответствии с указом президента в 2012 г. во Владивостоке, на центральной площади, была установлена стела «Владивосток — город воинской славы». Стела представляет собой квадратный в плане постамент, на котором установлена колонна, увенчанная гербом России — двуглавым орлом. На лицевой стороне постамента укреплен картуш с текстом Указа Президента РФ, на тыльной стороне — картуш с гербом Владивостока. По углам брустированной площадки, в центре которой находится стела, установлены четыре пилона с бронзовыми барельефами — всего 16 барельефов с изображением военных сцен в разные годы истории города: от основания Владивостока до наших дней.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять