В период летних школьных каникул в библиотеке им. И.У. Басаргина пятый год проводятся занятия в лаборатории природоведения «Мир вокруг нас» в рамках программы «Лето просвещения». Её посещают учащиеся разных школ Владивостока: это не только расположенные неподалеку школы №№ 57, 64, 66, но и более отдаленные – МБОУ СОШ №№ 11, № 53, № 80, № 67.
Каждый участник выбрал тему для выполнения маленькой исследовательской работы с таким расчетом, чтобы исследуемый объект был доступен, неопасен, чтобы за ним можно было понаблюдать в непосредственной близости от библиотеки или у себя дома. Работа выполнялась в соответствии с поставленными задачами и выдвинутой рабочей гипотезой.
Школьники закрепляли умение работать со справочной и специальной литературой, приобретали навыки оформления работ в соответствии с требованиями, учились создавать электронные презентации по теме своего исследования. Некоторые ребята посещают занятия уже второй и даже — третий год. Очень ответственно относится к раскрытию выбранной темы ученик 6 класса МБОУ «СОШ № 57» Марк Павлов, который занимается в природоведческой лаборатории третий год, и он и его бабушка отмечают, что выполняемые работы не только расширяют кругозор, обогащают новыми знаниями, но в дальнейшем используются в учебном процессе; в этом году Марк проводил наблюдения за белопоясными стрижами во Владивостоке, выяснял причины изменения их численности, возможность спасения птиц в случае грозящей им гибели.
Завершают выполнение содержательных работ, наполненных наблюдениями авторов и собранными интересными фактами о возможности использования растений в озеленении Владивостока ученик МБОУ «СОШ № 64» Владислав Бондарчук, Соня Бедак (школа № 57), Даниил Бесхмельнов (школа № 66), Маша Орлова (школа № 67). Очень важную тему для Владивостока подняла Ани Никогосян (МБОУ «СОШ № 57») – использование хвойных пород деревьев и кустарников в озеленении города, ведь именно хвойные могли бы оживить и украсить городской ландшафт, особенно в зимний период. Ани провела наблюдения и высказала мнение о причинах гибели значительного количества хвойных в скверах и парках Владивостока в 2017-2018 гг. Владислав Бондарчук (6 «А» класс МБОУ «СОШ № 64») в предыдущем сезоне выполнил презентацию «Птичьи болезни. Чем можно заразиться от голубей», а также сделал плакат по данной теме, и его работы, особенно актуальные в нынешнее дождливое лето, используются в библиотеке в рамках проведения мероприятий по здоровьесбережению и, возможно, помогут уберечь детей от заражения инфекциями, переносчиками которых являются птицы. Закончил оформление работы «Удивительный гриб из «Красной книги» Даниил Паньков – ученик 6 «В» класс МБОУ «СОШ № 64». Даниил наблюдал за вольвариеллой вольвовой, выполнил замеры гриба, изучил строение, узнал о его полезных свойствах и даже высказал предложение о выращивании этого вида грибов в Приморье с использованием отходов производства риса – рисовой соломы.
Даниил Колиниченко, Сергей Белянушкин (ученики школы № 66), Алиса Маринина (школа № 53), Соня Литвинова (школа № 11), Даша Рожкова (школа № 66) рассказали о своих домашних питомцах, Даниил и Сергей принесли показать свою миниатюрную собаку породы чихуахуа в библиотеку.
Владимир Ладыгин, ученик МБОУ «СОШ № 80», после неоднократного посещения океанариума так заинтересовался белухами, что собрал и систематизировал материалы о белухах и их содержании в дельфинарии, а позже в океанариуме Владивостока, а также на базе изучения морских млекопитающих Приморского океанариума ДВО РАН, в центре адаптации морских млекопитающих в Ливадии и др.
При работе над выбранными темами все ребята использовали различные справочные, научно-популярные издания, материалы периодических изданий, в их числе журналы «Свирель», «Зов тайги», «Детская энциклопедия», энциклопедические издания «Жизнь животных», «Жизнь растений», художественные произведения приморских авторов и писателей-натуралистов, ведь работа с литературой – необходимый компонент исследовательской работы.
В начале октября в библиотеке состоится пятая, уже ставшая традиционной, конференция «Удивительный мир – рядом», на которой ребята представят свои творческие работы, поделятся маленькими открытиями, сделанные ими при выполнении работ в летний период в библиотеке, постараются представить свои материалы так, чтобы вместе с ними представленными материалами заинтересовались и многочисленные слушатели – одноклассники и друзья из разных школ.
На наш взгляд, именно такой подход в экологическом и краеведческом просвещении является наиболее эффективным: индивидуальный, эмоциональный и деятельностный, раскрывающий потенциальные творческие способности детей, когда школьники не только работают с литературой, но и проводят наблюдения, участвуют в проектировании работ на участке, посадке растений, изучении их взаимодействия, их свойств и применения в различных областях, проводят наблюдения за насекомыми, представителями городской орнитофауны. Тогда в каждом исследуемом объекте открывается для ребенка что-то удивительное. Ребята проявляют гражданскую позицию, высказывают мнения по озеленению города, ведь зеленые насаждения создают «лицо» города, и являются его «визитной карточкой».
Очень важно и то, что даже небольшие по объему исследования вызывают желание более внимательно и обдуманно относиться к окружающему миру не только у самого юного исследователя, но и у одноклассников, учащихся школы, друзей.
Руководитель проекта: Татьяна Александровна Тюнис, гл. библиотекарь библиотеки им. И.У. Басаргина