Welcome to Владивостокская централизованная библиотечная система   Click to listen highlighted text! Welcome to Владивостокская централизованная библиотечная система

Национальные театры Приморья: китайский ТРАМ, Краевой корейский театр и другие

Библиотека им. И.У. Басаргина в Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ,  продолжает  цикл публикаций «Театральная жизнь Дальнего Востока»,  в рамках программы Арт-салона «Гостиный двор.   

…В первой половине 20-х годов ХХ века в Приморье возникают новые формы театров: национальный, деревенский, колхозный, дорожный, театр рабочей молодежи и др. Под «национальным театром» подразумевается коллектив, как правило, самодеятельных актеров из числа «восточных рабочих», т.е. китайцев или корейцев. Спектакли всех дальневосточных национальных театров были исключительно насыщены музыкальными, танцевальными, ритмическими, а также цирковыми, акробатическими и эксцентрическими номерами.

Изначально классический китайский театр назывался чаюань (в переводе — чайная) и зачастую служил местом для встреч друзей. Театральные представления были дополнительным развлечением. Сцену было видно с трёх сторон, она никогда не обращалась на запад: в Китае верят, что запад находится под влиянием приносящего несчастья созвездия Белого Тигра. Деятельность китайского театра на Дальнем Востоке России ведет свой отсчет еще с далекого дореволюционного времени – с 1890-х годов. Однако революция, гражданская война, а затем переход к строительству советского уклада жизни внесли существенные коррективы в работу театра. Менялись руководители, репертуар, актерский состав.

Театр на пересечении двух основных улиц города — Алеутской и Семеновской — был открыт в 1903 году. Кирпичное двухэтажное здание было отдано в аренду китайскому сообществу Владивостока. Так здесь появился театр Ван Тын Сина, где спектакли и другие произведения играли практически круглый год. В течение всего дня китайские актеры играли пьесы, смена одного и другого произведения обозначалась интересным способом: все присутствующие на сцене отворачивались спиной к зрителю и далее продолжали исполнять другие роли. Нумерации мест в театре не было, поэтому лучшие места занимал тот, кто приходил раньше. Женщины сидели в партере, и по традиции редко спускались вниз. Также в театре имелись свободные столики с едой и провизией. Актёрская труппа состояла исключительно из мужчин. Они исполняли все роли, в том числе и женские.

Костюмы у артистов были яркие и пышные, зато декорации и бутафория практически отсутствовали. По нашим меркам это можно назвать минимализмом. Самый обычный стол означал мост, весло — корабль.

Театр закрылся в конце 30-х годов, а на его месте некоторое время открылся кинотеатр «Родина». Последним его директором был Джан   Гуй, муж востоковеда Позднеевой — дочери основателя Восточного института.

Наряду со старым китайским театром в марте 1931 г. открылся новый китайский театр, труппу которого составили молодые люди из числа китайских рабочих. Многие из них прошли определенную школу актерского мастерства еще в стенах старого китайского театра.

Новый, молодой национальный театр рабочей молодежи во Владивосток внес в свой творческий арсенал новое, советское содержание и новую театральную форму, широко распространившуюся в те годы по всей стране – ТРАМ.

Собственно ТРАМ был создан в 1934 г. Его возглавил молодой талантливый режиссер из театра им. М. Горького Павел Розанов. Спектакли давались в помещении клуба им. Ильича завода им. Ворошилова (7). ТРАМ, пройдя сложный путь развития, в 1936 г. будет преобразован в Краевой театр молодежи.

В первых упоминаниях о деятельности корейской театральной бригады во Владивостоке содержатся сведения о том, что, по сути, это был самодеятельный коллектив. Актеры – колхозники, рыбаки, студенты – обслуживали, главным образом, рыбные промыслы. Точная дата зарождения коллектива не известна. Можно предположить, что время деятельности корейских актеров, участников бригады, охватывает период с конца 1920-х годов до 1932 г. Последние данные подтверждают, что в сентябре 1932 г. в Дальневосточном крае был организован Корейский краевой передвижной театр.

Реорганизация театра состоялась в июле 1933 г. В состав корейской труппы вошло 18 человек – 15 актеров и 3 актрисы . На должность директора была утверждена кандидатура В. Тена.

Постепенно ситуация менялась к лучшему: театр стал получать дотации, пополнился его репертуар, пресса отмечала интересные режиссерские и актерские находки. Несмотря на творческие успехи, театр в полной мере реализовать свой потенциал не мог: он не имел даже собственного здания и вынужден был арендовать помещения клуба. Поэтому торжественный показ пьесы «Любовь Яровая» состоялся 13 мая 1937 г. в помещении театра им. М. Горького.

Успех был ошеломляющий. Спектакль прошел с аншлагом: «Театр был полон. Спектакль смотрели не только корейские зрители, но и люди, не знающие корейского языка» — отмечала пресса. Между тем, пройдет всего четыре месяца после такого триумфа, и Корейский краевой передвижной театр, в котором работало 22 человека, как и другие национальные учреждения культуры, будет выселен в Казахстан, в город Кызыл-Орду.

Современники высоко ценили деятельность Корейского краевого передвижного театра на Дальнем Востоке, называя его «подлинным носителем Культуры». Действительно, театр сыграл огромную роль в культурно просветительной и воспитательной работе среди корейского населения края, выступая перед рабочими Артема и Сучана, рыбаками и тружениками села Шкотовского и Посьетского районов.

К сожалению, сведения о судьбе китайского театра пока весьма скупы. Известно лишь, что в 1937–1938 гг. все китайцы, корейцы и японцы были депортированы из дальневосточного региона в связи с осложнением международной обстановки.

Можно сказать, что за годы своей деятельности на Дальнем Востоке китайский и корейский драматические театры, будучи подлинно национальными, воссоздавали образ исторической Родины в осваиваемом культурном пространстве России, используя при этом весь набор национальных художественно-выразительных средств театрального искусства, а также народный эпос Китая и Кореи. В то же время они немало сделали для пропаганды русского и советского искусства.

 

На основе статьи В.А. Королевой «Китайский и Корейский театры на Дальнем Востоке России».

Кищик Елена, библиотекарь библиотеки им. И.У. Басаргина

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Click to listen highlighted text!