Библиотечный проект «Мы читаем» продолжает знакомить читателей с авторами и их книгами
В издательстве «Аркадия» в серии «Жизнь как роман» вышла книга о Хеди Ламарр – голлливудской актрисе. Казалось бы, что интересного можно узнать об актрисе, жизнь которой известна многим из прессы, из закулисных пересудов… Но взяв в руки книгу с интригующим названием «Одна в мужской компании» погружаешься в перипетии жизни человека, жизнь которого полна успеха, любви, признания, авантюризма, творчества, таланта, и… практицизма и изобретательства.
Что общего может быть между игрой на пианино в четыре руки, торпедами и «вай-фаем» в телефоне. Как это может быть связано с актрисой Голливуда, матерью троих детей?
Хеди родилась в состоятельной семье, принадлежавшей к высшим слоям австрийского общества. Она росла в роскоши и получила отличное образование. Несмотря на то, что у нее были отличные математические способности, аналитический склад ума, с детства училась музыке и балету, увлекалась театром и другими искусствами.
Актёрское мастерство Хеди изучала в театральной школе, но состоялась именно в кино, где начала сниматься с 16 лет. Какое-то время уроки драматического искусства актрисе давал знаменитый немецкий режиссер Макс Рейнхардт. Параллельно с театральными курсами Хеди устроилась ассистенткой сценариста в крупную австрийскую киностудию Sascha.
Уже к 18 годам она стала перспективной начинающей актрисой. На её счету было несколько заметных ролей, в том числе и главная – в комедийном фильме «Деньги не нужны». Однако настоящую славу Хеди принёс чехословацко-австрийский фильм «Экстаз», вышедший на экраны в 1933 году.
Вскоре после выхода на экраны «Экстаза» Хеди вышла замуж за одного из богатейших людей Австрии – Фрица Мандля – промышленника, миллионера и торговца оружием. Мандль окружил Хеди слугами и роскошью, засыпал её подарками, регулярно выводил её в свет и брал на деловые переговоры, не упуская случая похвастаться своей красивой женой.
И скоро Хеди поняла, что для мужа она всего лишь очередное выгодное приобретение, как автомобиль или породистая лошадь. Присутствуя на производственных совещания и деловых переговорах, за неимением других интеллектуальных развлечений, слушала все совещания и вникала в технические вопросы. Знание математики и пытливый ум позволяли ей довольно хорошо понимать суть разговоров. Партнеры спокойно обсуждали свои дела, не обращая внимания на жену фабриканта. Ведь разве может какая-то актриса понимать, о чем рассуждают такие серьезные мужчины? В то время лаборатории Мандла работали над созданием радиоуправляемого вооружения, но это не привело ни к каким результатам. Специалисты так и не смогли преодолеть технологические недостатки классической радиопередачи.
Если бы партнеры Мандла могли знать, кто именно и в какой стране решит эту проблему…
Проявив хитрость и смекалку, актриса сбегает от мужа в Голливуд и начинает свою кинематографическую карьеру в Америке с фильма «Алжир», в котором исполнила роль красавицы Габи. В Голливуде Хеди Ламарр очень быстро встала в один ряд с такими звёздами, как Марлен Дитрих и Грета Гарбо. Идеальные черты лица и необыкновенная притягательность сделали Хеди одной из самых ярких кинозвёзд своего времени.
Всего Ламарр снялась более, чем в двух десятках голливудских фильмов: «Рискованный эксперимент», «Странная женщина», «Самсон и Далила» и многих других. Она вошла в число классических актрис золотой эры американского кино.
Когда началась Вторая мировая война, актриса обратилась в Национальный совет изобретателей США, созданный в рамках мер по укреплению обороноспособности, и предложила свои услуги. Однако ей рекомендовали использовать славу и красоту для продажи облигаций оборонного займа, за каждую купленную облигацию покупатель получал поцелуй самой Хеди Ламарр. Желающих было немало, и таким способом она собрала целых $7 млн. Но актриса знала, что способна сделать гораздо больше, чем продавать облигации. В этот период в Атлантике от атак германских подводных лодок гибли военные и гражданские суда.
Актёрская память и технический склад ума, присутствие на переговорах и технических совещаниях своего первого мужа, сделали Хеди сведущей в том, что касается оружия. Знания, почерпнутые из этого общения, помогли ей сформулировать идею новой системы связи для управления торпедами.
Совместно со своим другом Джорджем Антейлом – композитором, изобретателем и журналистом – в 1940 году актриса придумала технологию псевдослучайной подмены радиочастот, которая позволяла создать эффективную систему радиоуправления торпедами.
Технически эту идею реализовал Антейл. Чтобы согласовать передатчик и приемник сигнала он предложил использовать валик механического пианино. Сигнал разбивался на 88 частей и отправлялся по 88 частотам – по числу клавиш в пианино.
В 1942 году Антейл и Ламарр зарегистрировали патент под названием «Секретная система связи», после чего безвозмездно передали его армии США. Однако реализовать технологию на практике удалось только в середине 50-х, когда стали использовать полупроводниковые материалы.
Впоследствии метод «прыгающих частот», впервые описанный в патенте Ламарр и Антейла, нашёл применение не только для военных, но и мирных нужд. Именно на основе технологии FHSS работают современные стандарты беспроводной связи, как GSM, Bluetooth, Wi-Fi и другие.
Изобретение актрисы и композитора, было оценено по достоинству. В 1997 году Фонд электронных рубежей наградил Хеди Ламарр за создание технологии FHSS, а в 2014 году её имя было занесено в Национальный зал славы изобретателей США. Именно к дню рождения Хеди Ламарр (9 ноября) приурочено празднование дня изобретателя в Германии, Австрии и Швейцарии.
За свой вклад в достижения кинематографа она была удостоена звезды на голливудской Аллее славы.
«Хеди, которую знаю я, совсем не та, которую знаете вы. Вы знаете ту Хеди, которую выдумали рекламные умельцы из кино. Они решили, что для придания ей большей сексапильности они будут представлять её глуповатой. Но Хеди очень, очень умна», – говорил Антейл.
Из сухой биографической книги «Одна в мужской компании» превратилась в увлекательную историю жизни красивой и талантливой актрисы, умной женщины, изобретение которой смогло перевернуть взгляд на развитие радиоэлектроники, в сфере, традиционно считающейся мужской. Ведь не секрет, что и до сих пор есть разделы науки, куда женщин неохотно допускают, а что говорить о том времени, в которое жила актриса. Множество внешних условностей с одной стороны, работа на общую победу над фашизмом составляющую историческую канву книги, и битва женщины за то, чтобы её слово и имя стояли, над ее достижениями, под её работой.
Трудно быть богом, но трудно быть и женщиной в мире мужчин: «Никто не видел меня саму за теми бесчисленными ролями, которые я играла на съемочной площадке, и вне её. Я была единственной женщиной в мужской компании, единственным ярким пятном в море темных костюмов».