Владимир Маяковский «Слушайте!»: спектакль театральной студии «Лицедеи» из села Черниговка состоялся в библиотеке им. И.У. Басаргина

25 августа в библиотеке им. И.У. Басаргина прошло выступление театральной студии «Лицедеи» с. Черниговка, посвящённое 130-летию В.В. Маяковского.

Театральный черниговский десант в составе 15 человек «высадился» во Владивостоке, «не убоявшись штормовой погоды». Владивостокские зрители тоже оказались «на высоте», заполнив до отказа зрительный зал. Небольшие технические приготовления — и артисты готовы к выступлению.

Презентацию о В.В. Маяковском начинают двое ведущих: Н.И. Олейник и Н.А. Болотина — сотрудницы черниговской библиотеки. Они рассказывают о непростом творческом пути поэта Маяковского, который до сих пор вызывает споры: одни его боготворят, другие не принимают. Сам же о себе он говорил: «Я – поэт. Этим и интересен». Маяковский – вдохновитель нового литературного течения — футуризм. Молодое искусство требовало новых выразительны средств и новых категоричных привил. Появляется Манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу», где поэты – соратники В. Маяковского требуют сбросить «старье» с парохода современной литературы (Пушкина, Достоевского, Толстова…).  Одним этим они восстановили многих деятелей культуры против себя. Повествование ведущих идет на фоне интересного видеоряда: вот Маяковский читает свои стихи в переполненном зале, одновременно полемизируя со своими недоброжелателями, отвечает остроумно, хлестко, вызывая аплодисменты одобрения; вот он в мастерской Окон Роста, где пишет плакаты, отражающие события революции и гражданской войны; холод, голод, нет необходимых красок, кистей, нет дров, но одно полено находится, которое он кладёт себе под голову, чтобы не проспать. Вся его поэтическая энергия брошена на служение революции: «Я, товарищи, из военной бюры».

Звучит стихотворение «Послушайте!» в исполнении Анастасии Ганге:

«Ведь если звезды зажигают – значит это кому-нибудь нужно?»

Проникновенно, без пафоса и надрыва читает Настя. Полное впечатление, что она и есть та самая звездочка, которую зажигают, потому что она очень нужна. Настя студентка, она учится в Санкт – Петербурге и на каникулах приезжая в Черниговку, она с удовольствием вливается в общий хор поклонников В. Маяковского.

В 1928 году, возвращаясь из загранпоездки, Маяковский привозит пьесу для театра Вс. Мейерхольда «Клоп». Её с восторгом встречает сам режиссёр.

Неслучайно молодой театральный коллектив взял её в репертуар. Перед началом пьесы как пролог звучит стихотворение «Скрипка. И немножко нервно». Читает его школьник Роман Гайдамак.  Стихотворение о душевном состоянии самого поэта, который разговаривает со скрипкой как с человеком: «Мы ужасно похожи. Я тоже ору, а доказать ничего не умею, давайте будем жить вместе». Роман замечательно передаёт не только душевную ситуацию лирического героя, но и ритм, тембр музыкального инструмента.

Пьеса «Клоп» смешная, озорная. Конечно, это заказ времени, та самая уступка НЭПу, как считалось, «шаг назад» обществу потребления, ярким лицом, если не сказать «мурлом», которого являлся Пьер Скрипкин – бывший революционер Присыпкин. Его прекрасно играет школьник Максим Ивлев, создавая образ нового «утонченного» обывателя с мечтой о канапэ с зеркальным «шкапом». Идет сцена торговли на базаре, где есть абсолютно всё в голодном опустошённом городе. Здесь, как нигде, раскрываются характеры персонажей. Розалия — Наталья Чекмарева, ученица 9 класса, прекрасно вписалась роль «нэпманши» не только внешне, но и вычурной манерностью поведения, нещадно торгуясь, скупает всё подряд от воблы до бюстгальтеров на меху. Попутно решается судьба Зои, бывшей невесты Присыпкина. «Мы разошлись, как в море корабли» — отвечает ей бывший жених. Замечательно играют в этой сцене все артисты. Подвижные, пластичные, они прекрасно создают атмосферу рынка, при этом каждый ведет свою линию, не теряя теста и значимости своей роли. Каждый в этом хоре голосов слышен и понятен. И только пронзительный свисток милиционера способен остановить эту разгулявшуюся какофонию купли – продажи. Роли второго плана не менее важные в этой пьесе. Вот Оратор в исполнении Людмилы Макаровой, врачи, Диана Непомнящая и Олег Олейник, без них пьеса не отвечала духу того времени, насыщенного призывами, лозунгами, спорами.

Режиссёр спектакля Светлана Дегтярёва настоящий профессионал, она сумела объединить разных людей, влюбить их в непростые тексты Маяковского, его малопривлекательных героев и «заразить» репетиционным процессом. А главное, установить связь поколений — взрослые и школьники играют на одном дыхании. Это может сделать талантливый человек, влюбленный в свое дело.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять