Маршрутный лист «Мир закулисья»

Идея создания Краснофлотского театра принадлежала начальнику Политуправления Морских Сил Дальнего Востока Александру Александровичу Булыжкину.

По его распоряжению со всего флота во владивостокский Дом Красной Армии и Флота, который был создан приказом РВС СССР № 153 от 3 апреля 1926 года и обслуживал личный состав Морских Сил Дальнего Востока, командировались матросы, старшины и офицеры, имевшие театральное образование, или из числа наиболее талантливых участников художественной самодеятельности флота.

Так в числе первых посланцев старейших флотов страны в апреле 1932 года прибыли во Владивосток будущие артисты будущего Краснофлотского театра па Дальнем Востоке

Театр создавался при владивостокском Доме Красной Армии и Флота и начальный период его истории можно назвать одним из самых напряжённых этапов в жизни коллектива. Напряжённым во всех отношениях – начиная с того, что театр  не был организационно-штатно оформлен и комплектовался за счет личного состава частей Морских Сил Дальнего Востока, заканчивая отсутствием собственного помещения и какой-либо  материально-технической базы.

Артист Малашенков вспоминает: «…Первой нашей работой была «Флот в песнях» Вс. Вишевского в постановке режиссера ЦДКА товарища  Лаврова. Спектакль шел везде с большим успехом, и с ним мы выехали в Западную и Восточную Сибирь.

Затем мы выехали в отдельные гарнизоны северного побережья. Строительство флота было в разгаре. Выступать пришлось в казармах, на строительных участках, приходилось работать на морозе, на сильном северном ветру. Это была трудная, но вместе с тем почетная работа».

В июне 1933 года театр выехал на гастроли по побережью Тихого океана от залива Посьет до залива Де-Кастри с заходом на Сахалин.

Помимо того, что коллектив театра должен был вести на гастролях агитационно-пропагандистскую деятельность, артисты так же должны были в обязательном порядке изучить материальную часть корабля, на котором им предстояло совершать переходы, выучить с командой строевые песни, развернуть боевую работу по вербовке на сверхсрочную службу, закончить во время похода и гастролей работу над новыми  спектаклями «Служили два товарища» и «Мятеж».

Гастроли театра по побережью закончились в конце августа- в день первой годовщины работы театра.

Первая годовщина и успешное завершение летних гастролей были отмечены специальным приказом РВГ. Морских Сил Дальнего Востока от 1 сентября 1933 года». Так высокая оценка командовании флота, общественности Дальнего Востока и Восточной Сибири стимулировала дальнейшую работу Краснофлотского театра во Владивостоке.

До нас дошли две театральных программы 1941 года. Одна из них  — это программа пьесы в 10 картинах Константина Симонова «Парень их нашего города». Режиссёры-постановщики спектакля В.К. Данилов, М.Д. Глух, художник В.В. Безродных, музыка М.Я. Магиденко, и 26 исполнителей, поскольку пьеса игралась в двух составах.

В программе традиционно перечислены и работники театра. Это заведующие цехами: бутафорским, костюмерным, осветительным и т.д., а так же зав. Литературной частью В.Ф. Бунин, помощник режиссёра А.А. Михневич, начальник театра Д.Д. Ковалевский, художественный руководитель Я.С. Штейн, главный администратор театра Б.П. Островский. Программа была выпущена тиражом 3000 экземпляров и отпечатана в типографии «Боевая вахта»

Следующая программа сезона 1941-1942 годов  — это программ спектакля «Продолжение следует» А. Бруштейна в постановке Я.С. Штейна, музыка М.Я. Магиденко. А из репертуара 1942 года сохранилась только титульный лист программы спектакля «Свадебное путешествие» В. Духовичного, комедии в семи действиях и трёх картинах.

В 1955 году в силу ряда причин театр был перебазирован из Владивостока в Советскую Гавань, и за ним окончательно закрепился статус разъездного театра.

В 1995 году театр был возвращен в город своего рождения — Владивосток. Новую страницу своей истории театр открыл спектаклем по роману В. Пикуля «Крейсера». В последующие годы театр ставил спектакли не только военной тематики, но и обращался к классическим произведениям: «Лисистрата» Аристофана, «Иоанн Грозный» и др. Событием стал спектакль «Чморик» В. Жеребцова. В 2006 году в Москве на театральном фестивале «Золотая маска» он занял третье место. Возглавил театр С. Мальцев.

Сегодня Драмтеатр ТОФ по-прежнему — составная часть Тихоокеанского флота, его особое подразделение. Современная концепция театра: «Настоящий театр о человеке, для человека, через человека», раскрывающая важные, острые, злободневные темы.

В репертуаре театра спектакли для взрослых и детей. Лучшие, по мнению зрителей и критиков, работы театра — «Чисто семейное дело» Р. Куни, «Ночь Гельвера» И. Вилквиста, «Любовь людей» Д. Богославского и другие.

Елена Кищик, сотрудник

библиотеки им. И.У. Басаргина

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять