Мы читаем: Джон Фаулз «Коллекционер»

Проект «Мы читаем» продолжает знакомить читателей с книгами


Джон Роберт Фаулз – английский писатель, романист и эссеист. Один из выдающихся представителей постмодернизма в литературе. В 1963 году он публикует роман “Коллекционер”, который становится бестселлером.

Роман начинается с дневниковых записей главного героя – Фредерика Клегга. Он замкнут в себе, с детства не интересуется ничем, кроме коллекционирования бабочек, работает обычным банковским служащим. И этот человек влюбляется – в студентку художественного училища Миранду Грей.

Фредерику не достаёт смелости, чтобы познакомиться с девушкой, и любовь происходит в наблюдении за ней со стороны: «Я не решался следить за ней слишком явно, и свет в том зале был притемненный. Вдруг, смотрю, она стоит прямо рядом, у стойки. Я делал вид, что читаю газету, вот и не заметил, как она поднялась из-за столика. У меня щеки загорелись, прячусь за газетой, буквы расплываются, боюсь даже краешком глаза на нее взглянуть, а она стоит вплотную, чуть не касаясь».

Фаулз подчеркивает тот факт, что Фредерик не может контактировать с другими людьми. Будучи простым клерком, он ненавидит тех, кто богаче, и не в состоянии ценить красоту и искусство.

Трагическое стечение обстоятельств и психологические проблемы главного героя приводят к преступлению – Фредерик похищает Миранду. О дальнейших событиях мы можем прочитать с двух точек зрения: как похитителя, так и жертвы. Находясь в заточении в подвале дома Фредерика, Миранда ведёт дневник. Ее речь полна красок и лексического богатства. Язык Миранды – язык художника, способного творить не только искусство, но и творить себя. «Вы презираете тех, кто принадлежит к высшим кругам, за их снобизм, за высокомерный тон, за напыщенные манеры, верно ведь? А что вы им противопоставляете? Мелкое тщеславие, любование собой, тем, что не позволяете себе неприличных мыслей, неприличных поступков, неприличного поведения. А вы знаете, что всё великое в истории искусства, всё прекрасное в жизни фактически либо оказывается тем, что вы считаете неприличным, либо рождено чувствами, с вашей точки зрения совершенно неприличными? Страстью, любовью, ненавистью, истиной».

Миранда неустанно борется и пытается сбежать. Она видит пустоту внутри Фредерика, видит, что все его бабочки мертвы. Она начинает называть его Калибаном, отсылая читателя к шекспировской «Буре», где Калибаном звали жестокого и грубого дикаря.

И всё же, “Коллекционер” – это не просто книга о противопоставлении добра и зла. Фаулз поднимает вопрос о неравенстве в обществе, об ощущении человеком собственной незначимости, которое и толкает его на преступления в попытке самоутвердиться. Но писатель заставляет читателей посмотреть и с обратной стороны – на противостояние интеллектуального меньшинства и всего остального общества, задуматься и задаться вопросом: «Может и интеллектуалы со своим снобизмом и нетерпимостью тоже виноваты в таком разделении людей?»

«До тех пор, пока мы не признаем, что мы не рождаемся, и никогда не будем рождаться равными, хотя все мы рождаемся с равными человеческими правами; до тех пор, пока большинство не станет достаточно образованным, чтобы избавиться от ложного представления о своей неполноценности, а меньшинство – от столь же ложного представления о том, что биологическое превосходство есть норма существования, а не норма ответственности, чем оно в действительности является, нам никогда не придется жить в более справедливом и счастливом мире», – Джон Роберт Фаулз.

Присылайте свои отзывы на книги с темой письма “отзыв на книгу” на эл.почту: vladlib@vladlib.ru

Читайте отзывы в блоге https://vladlib.ru/wearereading/ на сайте.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять