Мы читаем: Наталья Тумко «Милашка»

 

Натали Тумко (Тумко Наталия Викторовна) — член Союза российских писателей, поэт и прозаик. Ее произведения отличаются прекрасным русским языком и почти музыкальным звучанием (недаром писательница не только прозаик, интересный поэт, но и хорошо разбирается в музыке), тонкостью передачи хрупкости и многозначности человеческих чувств. Их авторство узнаешь сразу, даже не заглядывая в выходные данные. В ее произведениях удивительное сочетание женской эмпатии и мужского, горького и слегка ироничного взгляда на мир. 

Рассказ «Милашка», услышанный мною более  десяти лет назад в исполнении автора на организованной библиотекой встрече писательницы с учащимися Профессионального лицея №11 г. Владивостока, в тот раз показался мне изящной, немного грустной, с долей мягкого юмора историей на тему одиночества в виртуализированном мире. Таковым он оставался для меня до того, когда я стала замечать эту виртуализованность не в литературном, а реальном мире, окружающем меня. 

Герой этого рассказа живет в «умном доме», вернее «умной квартире», которую ласково называет «Милашка». «Милашка» обеспечивает полную безопасность жилья (узнает хозяина одновременно по отпечатку ладони, голосу и кодовой фразе), поддерживает в нем комфортную температуру, закажет по просьбе хозяина еду из лучшего ресторана, приготовит постель и даже споет колыбельную на ночь. Ванну может «превратить» в  лесное озеро с плавающими в нем кувшинками, а за «окном» (его нет, это просто картинка на электронной панели стены)  создать любой виртуальный пейзаж,  не просто неотличимый от реального, а создающий полную иллюзию жизни.  Милашка покажет любой фильм, спектакль, концерт. Живого общения с искусством не нужно. Чувства подготовки к встрече с ним, коллективного переживания произведения искусства тоже. Милаша даже обладает чувством юмора: получив заказ на ужин «что-нибудь из «Обломова», спрашивает: «Имеется в виду произведение Гончарова или ресторан на Четвертой улице?». 

Полный комфорт и исполнение всех желаний. Рай на земле. Но во что превращает этой рай героя рассказа и окружающий его мир?

Если персонажи повести братьев Стругацких так любят свою работу, что для них «Понедельник начинается в субботу», то для хозяина Милашки «Пятница вечер. Любимое время недели».  

Писатели 70-х годов XX века, особенно «деревенщики», отмечали, как распад нравственных основ, изменение отношений между родителями и их взрослыми детьми: последние стали все чаще ограничиваться поздравительными открытками к крупным праздникам и денежными переводами. Герой «Милашки» идет дальше: оставляет без ответа два письма матери и только по настоянию Милашки после третьего просит компьютерную программу послать ей поздравительную открытку «с Днем энергетика», хотя мать никакого отношения к энергетике не имеет. Мама, мол, «любит оригинальность».  Ну и, конечно, деньги. Милашка напоминает ему, что 95% за то, что мать деньги вернет  обратно. Но герой рассказа считает: «Пусть. Зато почувствует, что я о ней забочусь», не понимая, что таким отношением, наоборот, обижает единственного родного человека на Земле.  И все только потому, что «ключевые слова» в письмах матери: внуки, скучаю. Не нужны ему ни любимая, ни дети, ни мать. Общение с ними требует учитывать их интересы. О его приятелях (заметьте, не друзьях) мы узнаем только то, что у них «ехидный характер», а у одного из них, «Игорька», «умный дом» разыгрывает из себя заключенного перед надзирателем (пусть скорее «киношного», а не реального). А герою рассказа очень удобно с Милашкой. Она не обижается, ничего не требует и делает только, что он попросит. За «окном» у него вместо реального городского квартала стандартных многоэтажек идиллический деревенский пейзаж с домиками, из труб которых идет дым от топящихся печей, пушистыми толстыми  котами, важно шествующими по своим делам, расцветающей по весне сиренью и покрывающимся летом опятами пнем.  Он хочет  сменить его на урбанистический, но сам не понимая почему, просит на «оконные обои» безлюдные горы или горный пейзаж с какими-нибудь развалинами замка или заброшенным монастырем.  Похоже, он устал даже от безлюдного деревенского пейзажа. 

Перед сном он, как ребенок, просит Милашку спеть ему колыбельную. И та поет голосом Анны Герман. 

Будет ночь, если ты захочешь.

Будет падать на сосны снег.

Никаких сообщений срочных,

И забот неотложных нет.

Пусть, навеяны легкой грустью,

Будут ночью бескрайней сны.

В этом доме, стране иллюзий,

Будет все,

Так, как хочешь ты.

Чистый хрустальный голос, полный покой и чувство защищенности, как в детстве, когда мама – бог и тебе ничего не грозит. А, может быть, даже, как у еще не рождённого ребенка в теплоте маминого животика. Милашка «усыпляет» его. Когда желания немедленно исполняются, пропадает удовольствие от этого и уже ничего не хочется. И начинает казаться, что она не так проста, как кажется, что это она главная в доме, и она уверена в этом, ведь человек полностью от нее зависим. Пока она это терпит. Интересно, а хозяин Милашки еще помнит, как самому включить микроволновку, которая автоматически разогревает ему ужин к его приходу с работы? И, скорее всего, он не был бы настолько интровертом, почти хикикомори, если бы у него не было Милашки.

Эта колыбельная напомнила мне, что в рассказе Рэя Брэдбери «Будет ласковый дождь» «умный дом» ухаживает за своей хозяйкой, хозяйкой и ее детьми, которых уже давно нет в живых.  Так же, как и Милашка, он убирается, включает детям мультфильмы, готовит еду, которая потом попадает в утилизатор мусора, и даже читает хозяйке перед сном ее любимое стихотворение. Хозяин Милашки поручает ей кормить своих рыбок, и она будет кормить их, даже если с ним что-нибудь случится, даже если его не будет.  Хозяева «умного дома» у Брэдбери очень любили свою собаку и хотели сами кормить ее, проявляя этим заботу и любовь.  Их «умный дом», не запрограммированный делать это,  выкидывает приготовленную им еду в утилизатор, а собака умирает от голода.

Если сравнить колыбельную и стихотворение Сары Тисдейл, цитируемым Рэем Брэдбери, то смысл рассказа Натали Тумко значительно расширяется.                                                                             

Будет ласковый дождь, будет запах земли,  

Щебет юрких стрижей от зари до зари,

И ночные рулады лягушек в прудах,    

Огнегрудый комочек слетит на забор, 

И цветение слив в белопенных садах.

И малиновки трель выткет звонкий узор.

И никто, и никто не вспомянет войну –

Пережито-забыто, вспоминать ни к чему.

И ни птица, ни ива слезы не прольет,

Если сгинет с Земли человеческий род.

И весна… и весна встретит новый рассвет,

Не заметив, что нас уже нет.

Тема обоих произведений: «умный дом», материальная и эмоциональная комфортность жизни в почти полностью виртуализированном мире и ее бездуховность, приводящая к гибели. У Н. Тумко люди только вступают на этот путь, у Рэя Брэдбери человечество уже исчезло.  Даже «умный дом», как напоминание о том, что они были, у американского гения фантастики исчезает, сгорает в тот же день, когда умирает собака, последнее живое напоминание о людях.

Вот такая мысленная цепочка сложилась у меня. Возможно, достаточно субъективная.  Хотелось бы узнать и мнения других.   Как о рассматриваемом рассказе Натали Тумко, так и других ее произведениях.

Книги Натали Тумко:

  •    «Альбом сновидений» книга 1
  •    «Альбом сновидений» книга 2
  •    «Герои не всегда побеждают»
  •    «Друзья и недруги как снадобье от скуки»
  •    «Пленники доброй воли»
  •    «Владивосток.  Секретарше колдуна»

 

Главный библиотекарь библиотеки 13 Шкурко Галина Александровна

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Яндекс.Метрика