Мы читаем: Мариам Петросян «Дом, в котором…»

Библиотечный проект «Мы читаем» продолжает знакомить читателей с книгами

 

Есть книги, которые меняют что-то в тебе, происходит некая трансформация, и после прочтения ты смотришь на мир иначе. Книга, о которой я хочу рассказать, именно такая.

«Дом, в котором…» — первая книга в моей жизни, которую я читала больше месяца. Нет, не подумайте, что это из-за большого объема и не потому, что мне было неинтересно. Просто это та книга, в которой бы и жить не хотелось, а помимо воли получалось так, что я там жила. Книга меня пленила своей неповторимостью, загадочностью и странной реальностью с первых страниц. Я читала очередную главу, а потом откладывала книгу на несколько дней. Дальше происходило осмысление происходящего в Доме, как в реальности, так и во сне. Через какое-то время я вновь открывала книгу и не могла от нее оторваться.

Этот роман затронул какие-то неведомые струны в моей душе. В первую очередь потому, что он вообще ни на что, читанное мною ранее, не похож. И он настолько объемен, масштабен и многогранен, что мне не хватит слов и предложений, чтобы достойно рассказать о нем. Но я все же попробую. И если честно, мне совершенно непонятно, почему он мне так понравился. Да, хороший язык, хорошо прописанные герои, интересный мир. И все же… это что-то непонятное, необъяснимое, непостижимое. И само по себе увлекательное и интересное, временами очень смешное, и в то же время тягучее и печальное. Вы попробуйте, и если понравится, то от всей души желаю вам интересного прочтения.

О чем же роман Мариам Петросян?  Эта необычная книга рассказывает о необычном интернате для детей (подростков) — инвалидов, от которых отказались родители. Интернат (обитатели называют его просто Дом) полон мистики и загадок. В Доме свои собственные устоявшиеся традиции и обычаи, которые не принято нарушать. Всех обитателей интерната называют исключительно по кличкам. Больше всего воспитанники Дома боятся покинуть место, к которому так привыкли. Мир за пределами интерната кажется им другим измерением, в котором всё так неясно и враждебно. Каждый раз во время очередного выпуска воспитанников случаются всевозможные несчастья.

В интернате существует параллельная реальность, которой боятся не так, как реальности за пределами Дома. Некоторые воспитанники способны по собственному желанию уходить в тот мир и оставаться там столько, сколько они сами захотят. Других же пациентов, называемых Прыгунами, в параллельную реальность забрасывает. Их тело впадает в кому, а сознание отправляется туда. В волшебном мире можно прожить годы. В интернатской действительности в то же время может пройти всего несколько дней или недель.

С приближением развязки героям романа предстоит нелёгкий выбор. Их выпуск станет последним, после чего Дом будет снесён. Часть пациентов принимает решение вернуться в тот мир, где они когда-то появились на свет, но от которого успели отвыкнуть. Однако некоторые воспитанники, несмотря на решение снести интернат, хотят остаться в Доме, где им доступен более совершенный мир.

Интересен не только сам роман, но и история его создания.

Свой первый роман Петросян писала с перерывами в течение почти двадцати лет. Мариам начала писать книгу в 1991 году, а издана книга в 2009 году. Идея и образы появились значительно раньше. Рукопись Петросян подарила своей московской знакомой, от которой будущая книга и начала своё «путешествие», попав, в конце концов, в руки издателя. Когда издательство нашло автора и предложило сотрудничество, Мариам попросила немного времени, чтобы дописать финал.

Прообразом Дома, возможно, стала двухкомнатная квартира в Москве, в которой некоторое время жила Петросян с мужем. Одну из комнат занимали студенты из Армении. Чтобы комфортно сосуществовать на сравнительно небольшой территории, студенты написали целый список правил, который висел на стене. Правила старались не нарушать.

На создание первого и последнего (с точки зрения автора) романа у Мариам Петросян ушёл значительный отрезок времени из её жизни. Книга, как утверждает автор, не была предназначена для публики, сделала знаменитой никому не известную художницу. Вероятно, герои «Дома» – это те скрытые стороны личности автора, которые невозможно рассмотреть невооружённым глазом, а параллельный мир, куда уходили обитатели интерната, это та необъяснимая, недоступная даже для близких реальность, видимая только самой Мариам. Именно поэтому книга показалась настолько притягательной и интересной читателям.

Несмотря на общую симпатию, которую вызвала книга Петросян, не все критики встретили роман благосклонно. Мариам обвинили в том, что для своего произведения она выбрала не совсем этичную тему. Писать об инвалидах, среди которых есть психически нездоровые люди, многим показалось не слишком гуманным. Некоторым критикам не понравилась недосказанность и некоторая незавершённость романа. По словам Петросян, финал книги был дописан в огромной спешке. Кроме этого, по мнению писательницы, автор – всего лишь наблюдатель. Он должен описывать то, что видит в своём сознании. Если какой-либо герой решил что-то сделать или неожиданно покинул сцену, автору не следует ему препятствовать и навязывать своё мнение. Делая читателя своим соавтором, Петросян даёт возможность каждому придумать свой собственный вариант дальнейшего развития событий.

«Дом, в котором…» был удостоен нескольких премий. Первая из них была получена в конце 2000-х годов. В номинации «Приз зрительских симпатий» произведение заняло третье место. Через год Мариам Петросян удостоилась сразу пяти премий, среди которых были «Странник» и «Студенческий Букер». Роман похвалили за оригинальность и одновременную простоту стиля.

Рекомендую эту непростую книгу вдумчивым читателям 16+.

Зав. библиотекой № 13 Плеханова А.Г.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять