Юлия Яковлева – писатель, историк балета. В 1990-2000-е годы была профессионально связана с Мариинским театром (сотрудник пресс-службы и музея театра, организатор гастролей его балетной труппы). Тема блокады для нее, как и любого ленинградца, является глубоко личной.
«Краденый город» – вторая из пяти книг цикла «Ленинградские сказки». Первая, «Дети ворона», была названа главным событием 2016 года в подростковой литературе, вошла в шорт-лист литературной премии «Ясная Поляна» и попала в международный список «Белые вороны» – среди лучших 200 книг из 60 стран. А «Краденый город» в 2017 году попала в лонг-лист имени В. Крапивина.
Книг о детях блокады не много, слишком тяжелая тема. И «Краденый город» тоже не самая легкая книга. Трое детей: Таня, Шурка и Бобка, оставшиеся без взрослых, живут в условиях первой, самой страшной блокадной зимы. Если в книге воспоминаний ленинградцев Д. Гранина и О. Адамовича «Блокадная книга» весь ужас блокады передается через реальные события, увиденные глазами очевидцев, то «Краденый город» - взгляд детей на эти же события. Дети не могут принять реальность происходящего и воспринимают это как кошмар, как страшную сказку, как козни неких злых сил. Вот они идут по обледенелой улице и от голода идут медленно, а им кажется, что это огромный серый дом, полуразрушенный немецкой бомбой, просто поймал их в свою тень и не отпускает. Их шатает от голода, но в их воображении это улица нарочно извивается и удлиняется. Дети видят умерших от голода людей, но убеждают себя, что это куклы (и существует какой-то безжалостный «кукольный мастер»). Тане, сгорающей от тифа, мерещится, что город вдруг стал добр к ней, наступило лето, и она наконец-то согрелась.
Свой билет из волшебной страны Туонелы (билет, дарующий возможность выжить), детям отдает юноша, чье красивое немецкое имя Людвиг, в честь Бетховена, превратилось в обиходное Лютик (ведь немецкое имя во время войны - это не очень хорошо) отправившийся воевать безоружным («винтовку в бою добудете сами»). Парень старательно прячет от них свое мертвое лицо, чтобы не испугать. Самого младшего, Бобку, спасает плюшевый мишка, с которым мальчик не расстается. Мишка обижен на детей, ведь они мажут его шерстку противной манной кашей, когда пытаются «накормить», таскают за лапы и оторвали, пусть и нечаянно, глаз, но он, считает: «игрушки существуют для того, чтобы защищать детей». Мишка объясняет Бобке, что в волшебной Туонеле, где даже земля съедобна (отсылка к земле на месте сгоревших Бадаевских складов с продовольствием, которую ели в блокаду, так она пропиталась расплавленными сахаром и маслом), ничего нельзя есть, иначе останешься здесь навсегда. Мишка сжигает себя в камине чтобы согреть мальчика, ведь вот-вот придет дядя Яша, которому ненадолго удалось получить увольнительную с ленинградского фронта и он, принесет еды, пусть и немного.
И хотя не со всеми идеями, высказанными автором, я согласна, считаю, что эту книгу обязательно нужно читать ребятам 12+, чтобы никогда никто не смел им сказать, что немцы несли нам «свободу от сталинской тирании», чтобы они знали настоящее лицо фашизма. Рекомендую книгу прочесть и родителям подростков, с тем, чтобы после можно было обсудить, пояснить «непонятные факты», бытовые мелочи…
Шкурко Галина Александровна, главный библиотекарь библиотеки № 13
Присылайте свои отзывы на книги с темой письма "отзыв на книгу" на эл.почту: vladlib@vladlib.ru Читайте отзывы в блоге https://vladlib.ru/wearereading/ на сайте.