Станислав Прокопьевич Балабин – пожалуй, самый маститый, самый «качественный», «плотный» писатель-прозаик Приморья II/2 ХХ века, сочный, душевный, очень настоящий, искренний. Это, конечно, спорно – есть Задорнов, Князев…. Вообще, полнятся талантами родные берега, тайга, города, золотые прииски. Пишу это – и возникает в голове пассаж из него – про то, как весенним утром вода в реке похожа на масло, не столько видом, сколько звуком потока и плеска. И иные строчки, написанные не столько о месте, сколько о среде, о горах, сопках, тропинках, полях и листьях.
Это сейчас я говорю так. А несколько лет назад случайно нашел около Фрунзенского РУВД потасканную серую книжку с названием «Загадка Гнилого Озера». Почему-то подумал, что это какой-то ширпотребный ужастик или детский детектив и с усмешкой забрал себе домой. А прочтя – ринулся в родную библиотеку брать все книги этого автора. Потом заезжал за недостающими томами в другие филиалы.
Станислав Прокопьевич Балабин родился 25 сентября 1935 года на прииске Пролетарском Хабаровского края. После окончания восьмилетки работал автослесарем, художником, корреспондентом газеты «Горняк Севера». Демобилизовавшись в 1957 г. из рядов Советской Армии, С. Балабин стал корреспондентом Приморского радио и телевидения, затем литсотрудником газеты «Красное знамя», и течение трех лет работал ответственным секретарем альманаха «Тихий океан». В 1961 г. вышла его первая книга — роман «Приискатели», в основу которого легли многочисленные встречи со старожилами края, рассказы отца — участника становления Советской власти на далеком таежном прииске.
В 1964 г. С. П. Балабин был принят в Союз писателей СССР. В 1966-67 гг учился на Высших Литературных курсах в Москве. В последующие годы С. Балабин создал целый ряд романов и повестей, в которых обращался к характерным сферам жизни и деятельности Дальневосточников: повесть «Робинзоны тайги» посвящена геологам, «Егерь» — охотоведам и охотинспекторам, «Тринадцатый пикет» – лесосплавщикам. В повестях «Тайна в твоих руках», «Загадка гнилого озера», в романе «Золото — металл благородный» Балабин возвратился к «золотоискательской» теме своей первой книги.
Лауреат премии Приморского комсомола. Умер во Владивостоке в 2012м году.
За что я люблю Балабина? Ну, представьте:
Жаркое таежное лето. Нужно срочно собрать народившуюся в лесах голубику. Идут женщины, объединенные в артель, во главе с пожилым уже мужиком, отвечающим за поставки бочек для ягоды. Бочек нет. Есть браконьеры. Есть ревматизм и мошкара, головная боль. Есть новенькая – приехала одинокая с двумя детьми из города, поселилась в небольшом доме, и все местные бабы к ней с недоверием и антипатией. Подначивают и давят. И браконьеры еще эти. И пожилой председатель, который пытается не только сделать всю работу в срок, но и помочь ей. Садится у костра, заводит разговор. А она горда и пуганная. И злится он внутри себя, и послать все хочет, а – говорит, и достукивается до человечьего сердца.
А в это время в деревне… уууу… только представьте себе – Федос Устюжин (как имя-то звучит!) – опытный, находчивый, маститый охотник, - такой и план выполнит, и себе набьет закрома, и прибережет чего для черного рынка, сильный, жесткий, злобный; и жена – как на подбор – статна, красивая, ехидная, злая. Лето; и к ним из Владивостока возвращается дочь; вся в маму – такая же эффектная, стервозная, стан гибкий и широченная коса, - приезжает с только что заполученным мужем; «хорошая партия» - молодой еще, но профессор, научный работник, знающий о природе и тайге только по книжкам. И сидит за столом, романтичный такой, а Федос смотрит хмуро, думает «аааай, привезла хлюпика городского, тут за тобой такие орлы бегали» и приглашает зятя в тайгу на корневку. В это самое время его дочь встречает былого друга сердца.
Там же – невзрачный, наивный, и по-своему очень обаятельный старик Осушок, и вообще – целая книга героев характерных, ярких, натуральных, по-человечески узнаваемых.
И приходит беда. Потоп. Приморье же. И истории и судьбы переплетаются…
Балабин – очень живой, очень художественный, очень патриотичный к нашей родимой стороне автор. Его ранние вещи довольно узки – по-соцреалистически клишированные и типовые, но уже в 70х написан целый ряд замечательных в своей простоте и человечности произведений. «Под колесами наледь» - об одиноком профессиональном шофере, проживающем не лучший период в жизни, «Чужая беда» - о жизни деревни в наводнение, «Тринадцатый пикет» - о лесосплавщиках. И везде это герои – яркие и живые, и вопросы к жизни – простые как буханка хлеба и конкретные, и важные любому человеку как хлеб.
И много природы. С большой любовью, прекрасным литературным слогом пишет Станислав Прокопьевич и о лесе, и о реке, и о море ранним утром, и о ночной тайге.
В поздний период творчества он обратился к глубокому прошлому нашей родной местности. К тому же только-только стали открывать архивы. Результатом трудов стал роман о Золотой Империи Чжурчженей, о жизни ее и падении и исчезновении ее. Мистичная, плотная, что-то среднее между историческим романом и мистическим фентези.
Вообще, неблагодарное это дело – писать много текста о хорошей литературе. Хватит наблюдать все эти мои дифирамбы Станиславу Прокопьевичу. Просто прочтите. Просто прочтите.
Кожин Иван, сотрудник библиотеки № 12
Присылайте свои отзывы на книги с темой письма "отзыв на книгу" на эл.почту: vladlib@vladlib.ru
Читайте отзывы в блоге https://vladlib.ru/wearereading/ на сайте.