Проект «Мы читаем» продолжает знакомить читателей с книгами
«Красное и черное» — глубокий философский роман. Здесь рассматриваются сложные вопросы – выбор между любовью и карьерой, между духовной и светской жизнью. Стендаль – настоящий мастер социально-психологических портретов, писатель разворачивает перед нами картину обычаев и нравов своего времени через описание характеров и поведение героев.
Центровой персонаж – Жюльен Сорель – сын простого плотника мечтает о деньгах и карьере. Он поступает на службу к господину де Реналю в качестве гувернера для его детей. Его первой возлюбленной становится жена господина де Реналя. С самого начала ясно, что эти отношения обречены из-за провинциальных сплетен и взглядов недоброжелателей. Вскоре Жюльен оказывается в духовной семинарии, но и здесь ему приходится трудно. Главный герой обладает незаурядным умом, чем вызывает зависть у других учащихся. Волею судеб он поступает на службу к богатому парижскому вельможе. Матильда (дочь маркиза де Ла-Моля), пресыщенная светским общением, выделяет его среди других молодых людей. Казалось бы, у Жюльена Сореля есть все задатки для успеха в обществе и удачной карьеры, но все заканчивается трагически…
Образ главного персонажа не вызвал у меня симпатии. На мой взгляд, на протяжении романа им движут эгоистические чувства и желание самоутверждаться. Что касается отношений с госпожой де Реналь и юной Матильдой, то здесь Жюльен просто манипулировал. Он не определился в своих чувствах ни в первом, ни во втором случае. Представление о добродетели умещается в следующей фразе Жюльена: «Я любил правду… А где она?… Всюду одно лицемерие или по меньшей мере шарлатанство, даже у самых добродетельных, даже у самых великих! Нет, человек не может довериться человеку».
В то время как госпожа де Реналь открывает ему душу: «… Я вся — одна сплошная любовь к тебе. Даже, пожалуй, слово «любовь» — это ещё слишком слабо. У меня к тебе такое чувство, какое только разве к богу можно питать: тут все — и благоговение, и любовь, и послушание…»
А Матильда «сама осмелилась написать, что любит. Она написала сама, первая (какое ужасное слово!), человеку, занимающему самое последнее место в обществе».
Поводом для создания романа послужили реальные события. Стендаль ознакомился с газетным отчетом, в котором говорилось о неком учителе, убившем мать своих воспитанников и пытавшемся наложить на себя руки. Любовь, ревность, попытка убийства, осуждение на казнь… Случай настолько привлек автора, что родилась идея для создания глубокого произведения.
«Красное и черное» — название-ребус. На тот момент, когда Стендаль, написал роман, была мода на необычные названия. Существует несколько трактовок цветов. Возможно, красное – это сутана кардинала, черное – одежда простого учителя. Или красное – цвет светской жизни, а черное – жизнь духовенства, монашеский сан.
Стендаль писал: «Роман – это зеркало, с которым идешь по большой дороге. То оно отражает лазурь небосвода, то грязные лужи и ухабы. Идет человек, взвалив на себя это зеркало, а вы этого человека обвиняете в безнравственности».
«Красное и черное» — действительно зеркало, отражающее как историю, так и нравственные нормы. Думаю, что события романа не потеряли актуальность и в наши дни. Литературный язык книги очень красивый, что еще раз доказывает, классика вечна и универсальна.
Елена Рябкова, ведущий библиотекарь библиотеки №13
Присылайте свои отзывы на книги с темой письма «отзыв на книгу» на эл.почту: vladlib@vladlib.ru
Читайте отзывы в блоге https://vladlib.ru/wearereading/ на сайте.