Проект по книготерапии представляет: труд подростков в художественной литературе

Библиотека №16 продолжает проект по книготерапии «Читай! Думай! Понимай!», включающий в себя три этапа. Третий год в проекте направлен на социализацию личности ребенка в обществе, в общественной жизни страны.

Мероприятия, которые планируется провести в рамках третьего этапа, ставят целью определить понимание ребенком его статуса в жизни общества и страны в целом, дадут возможность понимания ребенком, что и от его вклада в развитие общества и страны зависит развитие как его, как личности, его социальных возможностей и развития страны в целом.

 

«Труд всегда был основой для человечества и культуры.

Поэтому и в воспитательной работе труд

должен быть одним из основных элементов»

А.С. Макаренко.

 

Мыслители всех времён осуждали праздность и лень. А Антон Павлович Чехов писал, что «без труда не может быть чистой и радостной жизни». Труд является важнейшим средством воспитания и развития ребенка, и не только с точки зрения развития физических сил, но и ума, а также формирования нравственности.

С помощью средств художественной литературы у детей формируется представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей. Меняется время, меняются и дети. И для каждого следующего поколения требуются новые подходы в раскрытии этой темы, новые герои, новые проблемы.

Тема труда взрослых, подростков, детей всегда была и остается актуальной. Многие писатели, обращаясь в своих произведениях к этой теме, показали влияние времени на характер трудовой деятельности.  Герои многих рассказов - дети, которые своим примером учат усердию, старанию и положительному отношению к труду в целом.

Представляем подборку книг «Труд подростков в художественной литературе»

Л.Н. Андреев «Петька на даче»

Герой рассказа Андреева – мальчик Петька десяти лет от роду. В семь лет он был отдан на работу к парикмахеру Осипу Абрамовичу и никогда не помнил другой жизни. Петька был маленьким, худым, вечно грязным и неухоженным, его детское лицо уже будто прорезали морщины. Однажды приехала мать Петьки, кухарка Надежда, она забрала сына на каникулы на дачу ее господ. Жизнь на лоне природы напоминает ребёнку рай. И возвращение в город он воспринимает с ужасом.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Кормилец» (1885 г.)

В рассказе показана бедная и беспросветная жизнь семьи Пискуновых. Кормилец-отец умер. Дочь Федорка, и младший сынишка Прошка работали «дровосушкой» и обвальщиком руды на заводе. Главной целью Федорки было вырастить брата, она всё ему отдавала, сама очень исхудала. «Маленький Прошка работал на фабрике уже вторую зиму. Марковна стонала с осени, – как это мальчонко будет робить в стужу, когда у него нет ни шубенки, ни валенок, ни хороших варежек!». Когда началась холодная зима, сестра договорилась и устроила брата в машинное отделение, где очень тепло. Однажды Прошка заснул на рабочем месте, и его сильно обварило паром. Прожив ещё какое-то время, Прошка умер. Спустя короткое время сгинула и вся семья.

М.М. Пришвин «Кладовая солнца» (1945 г.)

Митраша и Настя остались сиротами в годы Великой Отечественной войны, и труд не только помог им выжить, но и заслужить уважение односельчан.

«…их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные. Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами».

В. Осеева «Отцовская куртка»

Подросток по имени Ленька, остается за старшего в своей многочисленной семье. Отправляясь на войну, отец наказывает мальчику помогать матери, маленьким братьям и сестрам и вручает ему свою куртку. Ленька сразу же ощущает себя главой семейства и старается соответствовать, берясь за ремонт крыши и ворот. Однако домашние дела отвлекают мальчика от учебы, к тому же друг Леньки предлагает ему заняться охотой на зайцев с целью добычи мяса и меха. Поэтому мальчик совсем прекращает посещать занятия. Классный руководитель Леньки переживает за отставание своего ученика и предлагает его одноклассникам оказать посильную помощь Леньке в его домашних заботах. Кроме того, Леньку принимают на работу на пристань, эта работа позволяет приносить еженедельно матери небольшую зарплату. В один из дней с фронта возвращается отец. Ленька горд за то, что смог исполнить наказ отца.

В. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Маленького героя автобиографического рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» приучают к труду с детства. Бабушка дает внуку задание: насобирать ягод на продажу. Рассказчик, попав под влияния друзей, съедает ягоды и идет с ними на речку. А бабушке отдает туесок, набитый травой, с ягодами лишь сверху (посоветовал один из приятелей). Герой мучается из-за обмана, который раскрывается при продаже ягод. Бабушка срамит и обличает внука, но подарок из города все же привозит, а рассказчик на всю жизнь запоминает, что трудиться надо добросовестно.

Е. Пермяк «Пичугин мост»

Проникновенный и очень мудрый рассказ известного советского писателя Евгения Пермяка о том, как даже небольшое доброе дело сохраняется в благодарной памяти множества людей.

 Ребята ходили в школу короткой дорогой, через маленькую речку с крутыми бережками. И то и дело случались какие-то неприятности: то кто-то в воду упадет, то под лед провалится. Запретили детям ходить через речку. А Сёма Пичугин взял и соорудил надежную переправу. Так появился на свет Пичугин мост. Шло время, строились дороги, и на месте мостика, сооруженного мальчишкой из старой ветлы, возводили новые мосты: сначала крепкий деревянный, а потом и бетонный. А называли их всегда… «Пичугин мост» - в честь мальчика, который построил первую переправу.

Е. Пермяк «Чужая калитка»

Поучительный рассказ о трудолюбии и бережном отношении к природе и другим людям. Дедушка важными советами и своим примером воспитывает в Алеше лучшие чувства. О том, как найти хозяина для чужой калитки и ничейной скамейки.

Герой рассказа В. Распутина «Красный день» привык к труду с малолетства, ведь матери больше помочь никто не мог, кроме детей. Труд для него – необходимость, которую он ощущает, как обыденность. Тринадцатилетний мальчик решил тайком помочь своей маме - банщице леспромхоза - натаскать воду в общественную баню на два дня, а это сотни и сотни ведер воды, которые надо принести в руках по крутому склону с реки. И больше ничего... Только почему-то становится ясно, зачем стоит жить на свете, что такое любовь и сострадание, и почему мальчишки послевоенного поколения так рано становились взрослыми, и так верили, что наступит лучшая жизнь.

«Возможность труда и любовь к нему - лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач» К.Д. Ушинский

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Яндекс.Метрика