ПроКниги: Эмили Раскович «Айдахо»

Проект «ПроКниги» продолжает серию знакомств с произведениями современных авторов, лауреатах российских и мировых литературных премий.

Открой «Айдахо»

Российское издательство «Фантом Пресс» издает около 30 новых книг каждый год. И каждая новая книга –  яркая индивидуальность, каждая – со своим особенным лицом. На их страницах – мысли и тревоги современного нам мира, а также истории, способные тронуть всех, независимо от языка, возраста, национальности и прочих различий.

Одна из таких историй – дебютный роман американской писательницы Эмили Раскович «Айдахо» – о любви и прощении, о памяти и беспамятстве. В 2019 году роман получил одну из самых престижных литературных премий — Дублинскую премию.

Справка: премия вручается ежегодно с 1996 года за лучший роман года, изданный на английском языке, и ставит своей целью «продвигать совершенство в мире литературы». Процесс номинирования на Дублинскую литературную премию уникален. «Длинный список» номинантов на премию составляется в соответствии с результатами опроса, проводимыми общественными библиотеками столиц и крупных городов мира.  Затем  международное жюри составляет так называемый  «короткий список» произведений-претендентов на победу, среди которых победителем станет лишь один.

Айдахо – горный штат, «штат-самоцвет» (именно такое прозвище дали Айдахо), богатый не только золотом, но и особой любовью к картошке, которую выращивают здесь в национальных масштабах. Так что Айдахо — это край шахтёров и фермеров.  А ещё в этом одном из самых малонаселённых штатов страны можно увидеть каньон глубже знаменитого Гранд-Каньона, водопад выше Ниагарского, полные лососем реки, озёра кристальной чистоты, дремучие леса, горячие источники и многие другие природные сокровища.

 В этом суровом и невыразимо  красивом краю выросла Эмили Раскович, и здесь происходит действие романа. Открываешь книгу, и переносишься в Айдахо – автор уделяет много внимания  картинам природы — звукам и запахам суровой зимы, яркости осенних красок и  недвижимому воздуху летнего полудня. Высокие горы, покрытые деревьями, мягкая хвоя под ногами, непроходимые заснеженные дороги, олени и голубая сиалия – прекрасная и совершенная природа. И на этом фоне – герои романа —  с их несовершенством, муками и страхами, необъяснимыми поступками, любовью и трагедией, надеждой и безысходностью. Сложная история человеческих отношений – Уэйда, Джени и Энн, людей, вовлеченных в орбиту загадочной драмы для одних и попыток, сложить из осколков прошлого чужую жизнь, для других. Уэйд, страдающий наследственной деменцией, которая забирает воспоминания, но не избавляет от душевной боли, Дженни, проживающая мучительную, ненужную ей жизнь в тюрьме, Энн, пытающаяся построить семейную жизнь рядом со страдающим человеком. У каждого из них – своя боль потери кого-либо или чего либо, и нет ни одного рецепта, как с ней справиться. Каждый из них дает опору, надежду и новый смысл в жизни, тому, кто нуждается в этом сильнее всего, даже в тюрьме, даже после потери самых близких и на пороге беспамятства.

Роман многослойный, где действие развивается не линейно, и читатель постоянно переносится с мыслями героев и проживает с ними разные отрывки разных жизней. Вот перед нами молодая семья Уэйда и Дженни в ожидании рождения первенца в их первую зиму в горах Северного Айдахо, а вот – жаркий летний день, в котором незамысловатая песня и удар топора, перечеркнет несколько жизней, не оставив места надеждам на счастливую жизнь. Автор практически не уделяет внимания отношениям в семье Уэйда и Дженни, как между супругами, так и с дочерями, видимо, подразумевая, атмосферу тепла, любви,  доверия и благополучия. Тем страшнее и непонятнее представляются все последующие события романа. Другое дело, семья Уэйда и Энн, где читатель изначально погружен в атмосферу боли и сострадания, а также любви и надежды на исцеление. В романе «Айдахо» блуждаешь как в лабиринте – мыслей, поступков, историй, казалось бы, не связанных с основным повествованием, но которые вплетаются автором в канву произведения, объясняя отдельные сюжетные повороты. Пытаешься найти выход и, наконец, прояснить все детали давней трагедии, но вместо этого получаешь новую порцию эмоций и продолжаешь наблюдать за потерями, надеждами, жестокостью, одиночеством и любовью. Это не легкое чтение, не только в эмоциональном плане, но и стилистическом. Плавное повествование сменяется калейдоскопом мыслей, незамысловатые детские игры перемежаются безысходными тюремными буднями. Внезапно появляются новые персонажи или дают о себе знать герои, упомянутые в самом начале,  и вдруг оказывается, что для автора было важно рассказать историю их жизни.

Роман не дает ответы на многочисленные вопросы, возможно, к счастью, а вдруг, правда о событиях окажется еще страшнее и циничнее, чем представляется воображению читателя? И все же — откройте «Айдахо» и погрузитесь в глубокий, суровый, завораживающий  и безутешный от начала и до конца роман.

 

Анна Трунова, заведующая библиотекой им. Н.Н. Муравьева-Амурского

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять