Литературный проект «Встречи у книжной полки» представляет Даниила Алексеева
Уважаемые читатели библиотек, для меня большая честь представить сегодня нового гостя проекта, поэта, писателя-сказочника, Даниила Алексеева. Я никогда лично не общалась с сегодняшним гостем, но судя по его самопрезентации, по многочисленным фото со встреч с маленькими читателями, а также, судя по плодотворной деятельности Даниила в группах в соцсетях, это тонкий, начитанный, образованный, добрый и деликатный человек, с богатой фантазией. Даниил очень любит книги, черпая в любимых сюжетах свое вдохновение. Более того, Даниил – настоящий друг библиотек, ненавязчиво, в форме сказки, он прививает детям любовь к книгам и чтению.
«Сказочник» – особое состояние человеческой души, уникальное состояние, когда человек в доступной детям форме передает важные истины жизни. Хотя если говорить о книгах Даниила Алексеева, не только детям интересно его творчество…
Волшебный мир Даниила Алексеева
«Дай нам дорогу в мир за порогом», — произносит главная героиня книги Оля и попадает в волшебную страну. Но даже если вы не произнесёте вслух этого заклинания, а просто приоткроете книгу Даниила Алексеева, неведомая сила непременно умчит вас в удивительный «мир за порогом», полный тайн и опасностей. Добрая сказочная повесть о девочке и её друзьях из мира книг адресована самым обычным и одновременно уникальным детям. Обычным, потому что путешественница в сказку Оля тоже самая обыкновенная современная девочка, которая учится в обычной школе города Владивостока. Уникальным, потому что дети и взрослые сегодня живут в мире, где правят бал гаджеты, и те, кто не утратили веру в сказку, сейчас встречаются редко.
Впрочем, и гаджеты настоящей сказке не помеха, и девочка Оля нам успешно это доказывает. Весь сказочный сыр-бор в книге тоже случается по вине современных технологий, а именно из-за пропажи флешки. Героиня же, будучи современным и весьма смекалистым ребенком, даже в сказочный мир не отправляется без мобильного телефона: «А как же? Ведь все увиденные чудеса надо сфотографировать, иначе не поверят». Однако, даже рассматривая фотографии дочери, побывавшей на самой настоящей эльфийской свадьбе, умная, но чересчур рациональная мама решает, что всё это кадры со школьной постановки. Сообразительная девочка Оля предусмотрительно берёт с собой и газовый баллончик, причём совершенно не напрасно. Залесье, деревушка в центре сказочного мироздания, созданного Даниилом Алексеевым, является своеобразным перекрёстком всех сказок. В том числе здесь пересекаются и самые опасные из них, так что современная защита не помешает.
Писатель, как шеф-повар, кидает в один котёл многочисленные волшебные истории, бродящие по земле уже десятки и даже сотни лет. Здесь они варятся все вместе, смешиваются, каждая добавляет в варево особый вкус, пикантность или остроту, и на выходе получается прекрасное блюдо. Всего лишь одна его порция насыщает читателей, изголодавшихся по чудесам, и избавляет от сказочного авитаминоза.
Но подобный эксперимент смешения сказок предпринимается автором не для развлечения, а для того, чтобы дать юному читателю возможность переосмыслить уже известные сюжеты, по-новому взглянуть на знакомых героев. Так, Серый Волк из сюжета про Красную шапочку оказывается вовсе не таким уж страшным и злым и совсем не людоедом. А экскурс в детство Урфина Джюса и психологический разбор его поступков заставят ребёнка по-новому взглянуть на злодея. Д. Алексеев стремится показать диалектику героев, объяснить, что злыми не рождаются, а становятся, и часто в этом виноваты окружающие. Особенно в плане развития характера интересен образ кота Пирата. От природы доброму коту не повезло родиться чёрным, отчего суеверные люди возненавидели его. Однако даже многочисленные беды и страдания, которые достались Пирату от человека, не ожесточили его звериную душу. А доброта Оли и её новообретённых друзей, проявленная по отношению к коту, навсегда покорила его сердце. Именно поэтому, несмотря на свою «мощную тёмную ауру», Пират помогает девочке во всех её сказочных передрягах.
Зло и добро, по Алексееву, не являются неизменными величинами, они часто перетекают друг в друга, что для жанра сказки не типично. Однако если совсем маленьким читателям-дошколятам нужно научиться отличать добро от зла, то читателям постарше уже следует понимать, что в жизни всё несколько иначе: добро может быть с кулаками, но и зло может оказаться внутри белым и пушистым. Писатель, помещая Олю в сюжет сказки о Белоснежке, особое внимание уделяет образу злой королевы, которая приказала убить падчерицу. Под его пером взаимоотношения в семье предстают в новом свете, а королева оказывается способной осознавать свои ошибки, раскаиваться и даже первой пойти на примирение.
Существует известное изречение: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи его ловить рыбу, и он будет сыт всегда». Даниил Алексеев, показывая своему читателю, как вдумчиво нужно относиться к прочитанному, как анализировать сюжет, даёт в руки детям самую настоящую удочку, то есть прививает привычку вдумчивого чтения, которая, несомненно, пригодится в их дальнейшем путешествии по миру книг.
Так что «Мачты и паруса!», как сказал бы один из героев книги гном Дарин, я желаю вам приятного и полезного плавания по страницам удивительной сказки «Приключения Оли и Пирата».
Любовь Головина,
литературовед по профилю детская литература
Даниил Алексеев о своем пути в литературе
Истоки творчества
Мне кажется, что всё началось с моей семьи. Мой дед, Константин Николаевич Алексеев, был замечательным рассказчиком. В детстве он рассказывал нам множество историй, правдивых и сочинённых им самим. Его сын и мой отец Юрий Константинович унаследовал от него этот талант. Особенно запомнился цикл рассказов о неуловимом советском разведчике Иване Ивановиче, которому всегда удавалось переиграть фашистов. Потом мы с отцом и братом совместно сочиняли устные рассказы о его подвигах.
Первое стихотворение я написал в 6 лет. Нас с братом отправили на лето в выездной детский сад. Я очень скучал по родителям, в результате это вылилось в стихи. Первым произведением на бумаге стало «Путешествие Васи Емельянова в сказку», написанное в 4-м классе и бывшее домашним заданием по литературе. Эту сказку признали лучшей в классе, чем я очень гордился. Позднее её опубликовали в краевой детско-юношеской газете «Прибой».
В юности я издавал факультетскую стенгазету, написал гимн истфака ДВГУ, который поют до сих пор, придумывал фантастические рассказы, потом переключился на фэнтези. Став членом клуба толкинистов «Мэллон» и погрузившись в эту среду, начал писать «Хроники Пятой Эпохи» о событиях в Средиземье через 600 лет после падения Саурона. После распада СССР нас захлестнул негатив. Хотелось чего-то доброго и светлого. Так я начал сочинять роман в жанре фэнтези «Кольцо Судьбы», основанный на воспоминаниях о добрых сказках детства и наивной чистой первой любви. После концерта Валерии Ланской и Леонида Серебренникова вдохновился на повесть «Принцесса, пиджак и браслет».
Студия «Весна»
Историю нашей студии началась весной 2005 года, когда по инициативе профкома Тихоокеанского государственного экономического университета (ТГЭУ) увидел свет поэтический сборник с символичным названием «Весенняя капель». Сборник вышел в марте и был приурочен к Международному женскому дню. Поэтому в него вошли в основном стихи о женщинах, любви и весне. Презентация сборника вылилась в литературно-музыкальный вечер, вызвавший широкий резонанс. Так родилась традиция каждую весну начинать со сборника стихов и литературного вечера. Всего вышло 8 сборников.
Презентации превратились в настоящие праздники с чтением стихов и выступлением музыкальных коллективов, на которых читальный зал библиотеки ТГЭУ был забит до отказа. Рос во всех смыслах и сам сборник. Если в первом выпуске было 68 страниц, то объём восьмого, получившего название «Сияй душа», составлял уже 128. Во втором сборнике «Городской романс» впервые появилось литературоведческое вступление. Расширился круг тем, к любовной лирике добавилась гражданская тематика, а в седьмом сборнике «Волшебный и прекрасный мир», вышедшем в год 65-летия Великой Победы целый раздел был посвящён Великой Отечественной. В том же выпуске впервые к стихам добавилась проза. От сборника к сборнику совершенствовалось качество полиграфии, улучшался дизайн, творческая мысль писателя и поэта дополнялась полётом фантазии художника. Росли и сами авторы. Обогащался поэтический язык, совершенствовался стиль, появлялись новые интонации.
И в июне 2011 года по инициативе известного литератора Сергея Юдинцева было проведено организационное собрание литературной студии «Весна» уже под эгидой Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). В апреле 2012 года (естественно, весной!) заработал наш сайт «Новый день». Потом как-то так получилось, что руководство судией возложили на меня. Также неожиданно для меня я стал редактором ряда групп в социальных сетях, посвящённых творчеству А. М. Волкова, Кира Булычёва и Д. Р. Р. Толкина, а также групп, посвящённых юному послу мира Саманте Смит. С 2016 года веду страничку «В гостях у Владивостокского сказочника» на Владмаме.
Оля и Волков
В феврале 2011 года жена нашла объявление издательства «РОСМЭН» о конкурсе «Новая детская книга». Произведения, победившие в каждой из двух номинаций, обещали опубликовать отдельными книгами, а финалистов в младшей возрастной группе в сборнике. У меня была мысль отправить в младшую номинацию «Путешествие Васи Емельянова в сказку», но я не смог его найти.
«А слабо тебе написать новую сказку?» — спрашивали жена и друзья. В итоге я решил попробовать. Для разнообразия главным героем сделал не мальчика, а девочку. Так появилась Оля. Я думал, что возраст номинации 3-9 лет (на самом деле 3-7), поэтому ей 9 лет. Сама же книга получилась ближе к возрасту 7-12 лет, хотя её с удовольствием читают люди всех возрастов.
Оля унаследовала черты любимых героинь моего детства. В память об Алисе Селезнёвой из знаменитого цикла Кира Булычёва у неё светлые волосы. Но в моей пятой истории «Спасти Белоснежку» ей пришлось перекраситься в чёрный цвет. От Пеппи Длинный чулок она унаследовала веснушки, а от Элли из «Волшебника Изумрудного города» косички. А. М. Волкова нам в детстве читала мама, а папа нарисовал карту Волшебной страны, которая висела рядом с нашей двухэтажной кроватью. Поэтому именно книги Волкова стали образцом, когда мы делали книгу «Приключения Оли и Пирата». В ней тоже много красивых цветных иллюстраций и карта «Мира Сказок», за которые отдельное спасибо белорусскому художнику Павлу Левчуку. Более того, отдавая дань уважения Волкову, я посвятил ему четвёртую историю из приключений Оли, которая называется «Серебряные башмачки». В ней, по просьбам читателей, Оля попадает в Страну Жевунов и встречается с многими персонажами Волкова: своей ровесницей Элли, пёсиком Тотошкой, вороной Кагги-Карр, волшебницей Виллиной, Урфином Джюсом и филином Гуамоко.
Сейчас эта книга находится в музее имени Волкова на его родине в Усть-Каменогорске (Казахстан) и в Клубе «Друзья Изумрудного города» в Москве. А в 2020 году я встретился во Владивостоке с вице-президентом этого клуба и первым продолжателем Волкова Ю. Н. Кузнецовым. Символично, что мы встретились у торгового комплекса «Изумруд». Кузнецов дружил с основателем клуба Л. В. Владимирским, а тот с самим Волковым. Поэтому у меня много Изумрудных проектов: «Тайны Урфина Джюса», «Элли Саманта Смит» и другие.
Благодаря знакомству с драматургом Геннадием Нефёдовым, появились циклы «Опергруппа Игольс» и «Рыцарь Серёжа».
Кроме Волкова, Кира Булычёва и Толкина на меня оказали влияние Э. Н. Успенский, В. Г. Сутеев, Е. Л. Шварц и другие. Из наших современников, безусловно, нужно выделить Джоан Ролинг, Наталью Щербу и Евгения Гаглоева. Кстати, в конце книги «Приключения Оли и Пирата» есть рубрика «Библиотечка Книгочея», где я отдаю дань уважения авторам, чьё творчество меня вдохновляло. В ней библиотечный Книгочей (друг Оли, открывший ей путь в Мир Сказок) знакомит читателей с детскими писателями и их книгами (в основном теми, по страницам которых путешествует Оля). Это ещё и популяризация литературы, ведь, к сожалению, мне встречались дети, не знающие кто такой Волков или Кир Булычёв и даже такие, кто вообще не читал детских книг.
Наверное, каждый писатель в глубине души думает: «Я напишу книгу, и она изменит мир. Прочитав её, люди поймут, «что такое хорошо, что такое плохо», и мир станет лучше, гуманнее и справедливее. К сожалению, в жизни всё гораздо сложнее. Но если мои произведения заставят кого-то задуматься и стать хоть чуть-чуть «чище и добрее», значит, я писал их не зря.
С творчеством Даниила Алексеева можно познакомиться в журнале Самиздат: http://samlib.ru/a/alekseew_d_j/
А также на персональном творческом сайте: http://daniilalekseev.ru/
Литературный проект «Встречи у книжной полки»
Куратор проекта, Елена Болдина,
библиотека №13