ПроКниги: романы Микаэля Ниеми

Проект «ПроКниги» представляет: завораживающий Север Микаэля Ниеми

«Читая Микаеля Ниеми, периодически ловишь себя на узнавании: и этнографические реалии, и нравы, и пейзажи, и быт кажутся удивительно сходными с российскими. В современной шведской литературе многое может вызывать зависть, но вот этой присущей Ниеми спокойной и уверенной любви к родным местам без надрывной их идеализации или утомительного разоблачения российской актуальной словесности, пожалуй, не хватает особо». 

Галина Юзефович, литературный критик

Шведский писатель Микаель Ниеми, уроженец приполярной Пайалы, певец шведского Севера, сумрачного, неуютного, дикого, но окутанного огромной любовью автора к этой бедной земле и ее грубоватым обитателям.  На русский язык переведены три произведения Ниеми – «Популярная музыка из Виттулы», «Сварить медведя», «Дамба», впрочем, и у себя на родине он известен именно благодаря им.

«Дамба» — новинка издательства «Фантом-Пресс» 2021 года и роман, написанный в редком литературном жанре – книги-катастрофы, тем более, что у читателя современная шведская литература по большей части прочно ассоциируется с качественным триллером-нуаром.

Действие разворачивается в наши дни на севере Швеции, где одной совсем не прекрасной осенью, случается природная катастрофа. Затяжные дожди, переполняют уровень реки Люлео, полноводная и сильная река подтачивает, казалось бы, нерушимую дамбу, построенную с большим запасом прочности, и обрушивается всей своей мощью на беззащитных людей.  Читатель с первых страниц знакомится с самыми разными персонажами, наблюдая их жизнь «ДО», в последние часы перед ударом стихии. Молодая женщина, которая только что узнала о своей беременности, пилот вертолета, решивший окончить жизнь самоубийством (природа ему сама предоставит этот шанс), одинокая учительница рисования, черпающая вдохновение в реке, женщина, спешащая на помочь дочери-подростку, которая и так уже несколько месяцев в беде, рабочий электростанции, грубый и ограниченный, упивающийся своим уничижительным отношением к женщинам, и десятки других людей, которых уносит серая бурлящая масса воды.  Сюжет развивается динамично, как в калейдоскопе мелькают страхи, надежды, низменные и благородные поступки, боль потери, страдания разных людей. Из этих разных кусочков человеческих жизней складывается мозаика общей беды, которая изменит не только окружающую действительность, но и счастливчиков (если их можно назвать таковыми), которые выберутся из бурлящего водного потока совершенно другими людьми.

Микаэль Ниеми остается верен себе, это касается описания суровой красоты севера, природной мощи, даже разрушающей жизни людей и использования фабулы романа-катастрофы, как оболочки, которую он наполняет содержанием по собственному вкусу. Это роман о природе во всех ее проявлениях – бесконечной и безусловной любви к родным местам, природе неискоренимой связи со своими этническими корнями, даже если ты оторвался от них, они не дают тебе забыть кто ты есть, природе родительской любви, даже если ребенок лишь маленький комочек в утробе матери, природе человека, которая открывает нам самих себя, когда рушится внутренняя дамба.

Любители детектива с необычным главным героем и антуражем оценят по достоинству роман Микаэля Ниеми «Сварить медведя», выпущенный в 2019 году издательством «Фантом-Пресс». Роман вошел в лонг-лист премии «Ясная Поляна» в номинации «Иностранная литература». Длинный список этой номинации составляется экспертами и считается настоящим навигатором по зарубежной литературе.

«Сварить медведя» — полноценный исторический роман, действие которого разворачивается в 50-е годы XIX века. Главный герой, саамский мальчик-сирота по имени Юсси, сбежавший из дома, где голодал и страдал от побоев, воспитывается в усадьбе паялского проста, так в Швеции называют настоятеля прихода. Прост  Лассе Леви Лестадиус, историческая личность, увлеченный ботаник, который получил первый урожай картофеля на шведском севере, неутомимый борец за возврат к «живой вере» и отказа от гибельного для северян пьянства. Именно увлечение ботаникой подтолкнет пастора Лестадиуса и Юсси на совершенно неожиданный путь —  стать участниками настоящего детективного расследования, которое они проведут параллельно официальному, поверхностному и небрежному. Пропала девушка-служанка, позже на месте ее гибели обнаружат следы медвежьих когтей, что подтолкнет к мысли о животном-убийце и на него откроется охота.  Но все не так просто в этой истории и страшнее медведя окажется другой хищник – человек. На этом пути Юсси не только научиться читать и писать, он почувствует себя человеком, завоюет любовь и найдет свое подлинное призвание.

В этом романе цепляет все – жутковатое название, наличие серийного убийцы в приполярных краях, методы расследования в реалиях 19 века в шведской глухомани, необычная пара «умный сыщик – наивный помощник», религиозная составляющая, яркое и образное описание быта и нравов этой самой глубинки.  Все вместе это не утомляет, роман отнюдь не перегружен подробностями, наоборот, он завораживает своей натуралистичностью, живыми персонажами, интересными, хотя не всегда логичными сюжетными линиями. Но это лишь добавляет обаяния и достоверности роману, тем более что задумывался он автором как произведение многоплановое. «Сварить медведя» — и детектив, и роман взросления, и история поиска духовного пути, но главное, это живая, умная, где-то печальная и ироничная книга, написанная с большой любовью к Северу и его обитателям.

P.S. Название романа «Сварить медведя» – не метафора.

 

Анна Трунова, заведующая библиотекой им. Н.Н. Муравьева-Амурского

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять