ПроКниги: викторианские страсти в романе Сары Мосс «Фигуры света»

Проект «ПроКниги» представляет роман Сары Мосс «Фигуры света»

 

Сара Мосс – английская  писательница и академик, автор шести романов, научно-популярных книг и академических произведений. Весной в издательстве «Фантом-Пресс» вышел роман Мосс «Фигуры света» в переводе Анастасии Завозовой и удивительно красивой обложкой, которая предполагает погружение в нежную и чувственную атмосферу прерафаэлитизма. В действительности читателя ждет совсем иная атмосфера – чопорная викторианская Англия, мир, принадлежащий мужчинам, как следствие — бесправие женщин, с их робкими попытками к обретению самостоятельности и признания своей самодостаточности.

Но это все – второй план, рама для картины на сюжет взросления, сопровождаемое постоянной и сложной борьбой  за материнскую любовь – безусловную и желанную. В жизни Алли, главной героини романа есть любящий отец и требовательная мать, воспитанная в строгости и жестких рамках морали, где главная добродетель – помощь ближнему и отказ от каких-либо излишеств, каковых нет и в помине у большинства населения викторианской Англии. На самом деле все это сильно смахивает на самобичевание и чувство стыда за возможность жить в достаточно комфортных условиях, которые в состоянии обеспечить семье муж – успешный художник и декоратор.  Главное счастье в жизни Алли – добиться расположения, одобрения и привязанности матери, стать лучшей во всем, даже ценой отказа от маленьких слабостей и удовольствий. Даже когда Алли получает стипендию на обучение и становится впоследствии  одной из первых в истории Англии женщин-врачей, ее мать остается равнодушной к успеху дочери. Это история семьи, в которой любовь спрятана где-то глубоко. Семьи, где каждый из родителей играет свою роль: мать – образец служения страждущим, но при этом с равнодушная к собственным дочерям (как такое возможно?); отец – художник и деловой человек, в противовес матери – любящий и заботливый отец,  в то же время предпочитающий лишний раз не вмешиваться в методы воспитания жены. Детям в этом спектакле отведена вполне определенная роль – «агнцев на заклание» — пожертвовать интересами, желаниями, мечтами и самой жизнью  во имя призрачных благих намерений – беззаветного служения страждущим, без права выбора своего пути. Но жизнь не расцвечена только серыми тонами, каковым  предстает Манчестер  на страницах романа Сары Мосс – в противовес жестокосердной матери – любящая тетушка, на постепенное появляющееся безразличие отца – участливая и заботливая подруга и единомышленница, упорный труд приносит не только усталость, но и успехи, а шрамы на теле и душе – бесценный жизненный опыт и стойкость.  Ведь в этом постепенно меняющемся мире, все еще правят бал мужчины, и женщинам придется немало вынести и выстрадать, чтобы добиться признания.

Роман не назовешь легким необременительным чтением, тяжеловесная атмосфера эпохи, накладывает определенный отпечаток, но автор нашла интересное решение, которое требует от читателя наличие изрядной доли фантазии и воображения. Каждую из глав романа предваряет описание картины, принадлежащей кисти художника-прерафаэлита[1]. Описание подробное, с упоминанием мелких деталей и особенностей композиции, цветовой гаммы, создающей определенное настроение, объяснением сюжета картины и выбора модели, позирующей художнику.  Каждая  из представленных картин имеет отношение к последующим далее событиям, таким образом, автор настраивает читателя на восприятие и объяснение описываемых далее событий.

Роман о детстве и немного юности Алли, ближе к окончанию события развиваются стремительно и конец  — вполне ожидаемый в контексте  построения сюжета. Роман не о феминизме, он о любви, о добре и зле, о мрачных тенях и ярких лучах надежды и веры в то,  что каждый может и должен быть просто счастлив.

Анна Трунова, заведующая библиотекой им. Н.Н. Муравьева-Амурского

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять