ПроКниги: женские судьбы на фоне исторической эпохи

Проект «ПроКниги» продолжает знакомить читателей с книгами и авторами, в надежде, что рассказ о книгах будет полезным обзором, и позволит читателю выбрать наиболее подходящие из предложенных книг.

Патрисия Данкер Джеймс Миранда Барри

Патрисия Данкер – английская писательница и критик. В 2020 году стала лауреатом премии Ясная Поляна – международной литературной премии за лучшее художественное произведение традиционной формы в номинации «Иностранная литература». Спустя два десятилетия ее роман «Джеймс Миранда Барри» — история врача, который всю жизнь притворялся мужчиной, хотя в действительности был женщиной, добрался до российского читателя.

За основу сюжета взята реальная биография Джеймса Миранды Барри, однако это не только историческое повествование, но и  рассуждение о смысле гендерной принадлежности, проще говоря, о  судьбе женщины в мире, принадлежащем мужчинам, о мрачных семейных тайнах и внебрачных связях.

Имя, вынесенное в заглавие романа, принадлежало персоне вполне исторической –  реальный Джеймс Миранда Барри был племянником известного ирландского живописца Джеймса Барри и воспитанником генерала Франциско де Миранды, борца за независимость Венесуэлы. В 1812 году Джеймс Миранда Барри окончил медицинскую школу в Эдинбурге с дипломом по военной хирургии, после чего на протяжении многих лет успешно служил врачом в британских колониях — в Южной Африке, на Маврикии, на Ямайке и в других местах. Шокирующая правда выплыла на поверхность только после смерти достойного пожилого джентльмена: при рождении Джеймса Миранду Барри звали Маргарет-Энн, и в действительности он был женщиной, проведшей всю свою жизнь в мужском платье.

Роман прекрасно передает эпоху, подробное описание быта и нравов всех слоев английского общества, театральной жизни, устройстве загородных поместий, а также состоянию медицинской науки, что  делает честь скрупулёзности автора. О самом же докторе Барри читатель узнает из отрывочных воспоминаний детства, ученической юности и собственно врачебной практики  самого персонажа, в том числе, в английских колониях,  отношений с немногочисленными родными и подругой детства –  повествование ведется от первого лица и напоминает не цельное произведение, с собрание эпизодов из жизни героини-героя.  Удивительно, но образ Джеймса Миранды Барри получился самый невыразительный, на фоне колоритных персонажей, вроде генерала Франциско или Алисы Джонс, полных жизни и страстей, в противовес рассудочному, без эмоциональному и достаточно плоскому образу Джеймса. Несмотря на успехи на врачебном поприще, перед нами глубоко одинокий человек, который по большому счету не выбирал свою судьбу. Он стал воплощением желания близких «обеспечить» ребенку прочное положение в мужском обществе с признанием его профессиональных достижений и возможности свободно путешествовать, заниматься любимой работой, общаться на равных с умнейшими людьми своего времени. Вероятно, такое перевоплощение того стоило.

Ханна Кент Вкус дыма

Дебютный роман австралийской писательницы, вышедший в 2013 году «Вкус дыма», о трагической судьбе Агнес Магнусдоттир, обвиненной в 1829 году в Северной Исландии в убийстве двух человек, был издан общим тиражом более пяти миллионов экземпляров на двадцати восьми языках. В России выпущен издательством «Синдбад» в 2020 году и сразу привлек внимание читателей неординарным сюжетом, основанном на реальном историческом факте,  и потрясающей атмосферой Исландии с ее суровыми северными пейзажами и немногословными сдержанными людьми.

Исландия, начало XIX века. Молодая женщина Агнес Магнусдоттир приговорена к смертной казни за убийство возлюбленного. В ожидании утверждения приговора Агнес отправляют на отдаленный хутор, где ей предстоит прожить несколько месяцев в обычной семье. Изможденную и закованную в цепи, поначалу крестьяне воспринимают ее как монстра, глядя на нее со смесью страха и неприязни. Еще бы – убийство здесь, где самое большое преступление – пьяный дебош или кража овец у соседей, событие из ряда вон выходящее… Но с течением времени обитатели хутора начинают понимать, что реальная история Агнес гораздо сложнее, чем представленная на суде.  Любопытство, жалость, сочувствие предстоит испытать героине, проживая день за днем в обычной семье, о которой она так мечтала всю жизнь,  и, отстаивая свое право быть  просто женщиной.

Это история сироты, оставленной матерью на милость судьбы и общины, обреченной на раннюю смерть от голода и холода. Девочки, привязавшейся к приемной матери, но вынужденной после ее смерти, тяжело и много работать, чтобы выжить. Молодой женщины, мечтавшей о семье и детях, собственном домашнем очаге, но столкнувшейся с предательством любимого человека. Человека, приговоренного к казни, но пытающегося изменить свою судьбу, или хотя бы отношение окружающих к себе. Автору удалось передать, что чувствует человек, которого ждет скорый конец – от полного безразличия и мучений от тяжести каждого дня до желания оттянуть неизбежный конец и завершить свой земной путь не на плахе.

История Агнес, в свое время, настолько потрясла школьницу из Австралии, что став взрослой  Ханна Кент пишет роман, на страницах которого, она  смогла  передать читателю противоречивые ощущения, которые испытывали герои  на протяжении повествования, и заставить его искренне сочувствовать и сопереживать им.

Марина Степнова Сад

«Сад» — новый роман Марины Степновой, на создание которого у нее ушло 10 лет. Автор бестселлера «Женщины Лазаря» (премия «Большая книга») создала роман изысканный и масштабный о русских аристократах середины 19 века.

Его главные герои — семья русских аристократов Борятинских, в которой родился поздний ребенок, девочка Туся, которая буквально разваливает семью, прежде казавшуюся идеальной. Туся с самого начала не такая, как все. В строгих рамках общества, полного условностей, когда любой в первую очередь принадлежит роду, а не себе самому, она ведет себя как абсолютно  независимый человек. Туся сама решает, когда родиться и когда заговорить, как вести себя, чем увлекаться, кого любить или ненавидеть. Но временем Туся ошиблась – быть женщиной эмансипированной и свободной по мироощущениям, умной, богатой и родовитой,  но жить в мире, принадлежащем мужчинам, не оставляет шансов на свободный выбор и равнозначное признание личных качеств и  достоинств. История о том, как трудно быть свободным человеком в несвободном мире, роман о времени, о любви, о силе воли.

Марина Степнова — не только превосходный стилист, но и писатель, который проводит великолепные параллели с современностью. Марина Степнова  вовлекает читателя в созданный ее воображением мир — просторный и уютный, местами осязаемый и плотный, а местами лишь обозначенный  контуром. Художественный вымысел переплетется на страницах романа с подлинной историей — так, среди героев «Сада» мы неожиданно встретимся с семьей Владимира Ульянова: со старшим из братьев будущего вождя, народовольцем Александром, а дядя Ленина по матери, погибший во время холерного бунта доктор Дмитрий Бланк, становится причиной своеобразного проклятия, омрачающего жизнь доктора Мейзеля.

Роман доставит удовольствие любителям русской словесности, настолько богатый и образный язык повествования, хотя использование нецензурной брани неприятно коробит. Интересные и разные персонажи  выведены Степновой  в романе, правда, некоторые из них, неожиданно исчезают,  за судьбой  иных читатель может проследить до последних страниц. Роман заканчивается как -то очень неожиданно, что по меньшей странно, для произведения,  на создание которого ушло десять лет, и здесь невольно задаешься вопросом – а продолжение следует?….

Анна Трунова, заведующая библиотекой им. Н.Н. Муравьева-Амурского

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять